Школа Древнего Учения

Школа Древнего Учения (Когаку) представляла собой движение периода Эдо, стремившееся вернуться к первоначальным положениям учения Конфуция. Такие конфуцианские ученые, как Ито Дзинсай (1627—1705), ЯмагаСоко (1622-1685) и ОгюСорай (1666-1728), подвергали строгой критике неоконфуцианские учения школ Сюси и Емэй на основании того, что они извратили истинное и оригинальное учение Конфуция. Хотя все три ученых создали свои собственные учения, на самом деле они сходились в том, что для того, чтобы понять истинные основы учения Конфуция, следует обратиться непосредственно к его работам, не полагаясь на китайские комментарии и прочие поздние толкования.

Ито Дзинсай делал особый упор на этику. Он резко выступал против разделенности неоконфуцианского мышления и считал, что этика не связана с природой или путем небес. Он полагал, что все люди, по сути своей, добры, но считал, что это добро надлежит развивать через хорошие дела и труды на благо общества. Он также подчеркивал преданность и искренность.

Ямага Соко призывал обратить внимание на этические принципы конфуцианства, сосредоточиваясь в первую очередь на праздных воинах периода Эдо. Первым среди ученых он предпринял попытку кодификации воинской этики. Его работа Путь воина заложила основу для развития идеала бусидо в период Эдо. Он утверждал, что воин должен служить образцом служения на всех уровнях общества.

Огю Сорай избрал филологический подход к толкованию оригинальных конфуцианских текстов. Он утверждал, что фундаментальный смысл конфуцианского учения исказили, излагая его не на классическом китайском языке, на котором оно было первоначально написано. Китайский язык времен Конфуция существенно отличался от того китайского, который использовался японскими учеными-конфуцианцами в период Эдо. Он попытался заново прочитать и интерпретировать конфуцианскую классику в стиле древних китайцев и заключил, что «путь» нельзя считать заданным от рождения, как утверждали многие ученые до него, и, скорее, он был создан древними китайскими мудрецами.

Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 291-292.