Младогегельянство

Философия радикальной демократии. Младогегельянство. Усиление общественного брожения и оппозиционных настроений в Германии 30-х — начала 40-х годов отчетливо проявилось в сфере духовной жизни, в философии. Властителем умов и после своей смерти оставался Гегель, но теперь между его многочисленными последователями обнаружились резкие расхождения. Эти расхождения, имевшие глубокий политический смысл, легче всего пояснить на примере истолкования знаменитой фразы из предисловия к гегелевской «Философии права»: «Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно». Последняя часть этой формулы вела к оправданию всего существующего и была как бы «философским благословением деспотизма, полицейского государства, королевской юстиции, цензуры» *. Так и поступали правые гегельянцы — консервативные ученики Гегеля.

Однако лучшие, передовые умы Германии и всей Европы второй четверти XIX в. влекла к Гегелю первая часть цитированного положения. Если все разумное действительно, значит, общественно неразумное обречено на гибель, не имеет права на существование. Эти прогрессивные выводы делались левыми учениками Гегеля, иначе — младогегельянцами, и подхватывались всеми немецкими демократами. Герцен недаром назвал гегелевскую диалектику «алгеброй революции».

Выдвигая на первый план прогрессивный диалектический метод своего учителя, младогегельянцы — Бруно Бауэр, Арнольд Руге, Давид Штраус и другие — оставались идеалистами. На место гегелевской «абсолютной идеи» они ставили «самосознание» критически мыслящей личности и полагали, что развитие этого «самосознания» сделает излишним революционное преобразование общества. Исходя из этого, они сосредоточили главные усилия на философской и исторической критике религии, прежде всего христианской. Младогегельянцы отрицали решающую роль народных масс в истории и осуждали народные движения. Первые же выступления немецкого пролетариата побудили их повернуть от радикального демократизма к буржуазному либерализму.

Примечания

* Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. — Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 274.

Новая история. Часть первая. 1640-1870. Под ред. А.Л. Нарочницкого. М., 1978, с. 312-313.