Цикличности теории

ЦИКЛИЧНОСТИ ТЕОРИИ - круговорота исторического теории, - концепции общественного развития, определяющим признаком которых является идея о постоянном и периодическом прохождении различными сосуществующими в пространстве и сменяющимися во времени общественными образованиями аналогичных замкнутых циклов зарождения, подъема, упадка и гибели. Цикличности теории были многообразны. Это многообразие относится к установлению как субъектов общественного развития (государство, локальная культура) и их общего числа, так и стадий исторического цикла.

Представление о жизни как вечном круговом движении было обычным и характерным для древности. У древних земледельческих народов оно было тесно связано с наблюдением за жизнью природы (повторяющиеся циклы смены времен года и др.). В античных обществах были распространены представления о цикличной смене веков в связи с повторяющейся сменой положения небесных светил, якобы регулирующих земные события. Этот взгляд о циклическом развитии всего существующего в мире был перенесен и на смену политических форм (в Древней Греции - Платон, Аристотель и особенно Полибий). Одной из важных предпосылок возникновения таких теорий была частая смена форм государственной власти в жизни античных обществ. В Древнем Китае (у Сима Цяня) цикличности теория приняла другую форму - учения о циклической смене «принципов», на которых покоится государственная власть. Цикличности теории были чужды идее прогресса (хотя в некоторых из них уже намечалась мысль о том, что круговорот приносит с собой новое содержание, а не означает лишь простого повторения пройденного пути). Но они несли в себе зародыши научно-плодотворных мыслей, получивших развитие и обоснование лишь впоследствии (попытка рассмотрения общественных изменений как необходимого, не зависящего от воли отд. человека процесса, догадка о единстве исторического процесса в смысле повторения различными народами аналогичных ступеней развития).

В средние века господствовал теологический провиденциалистский (см. Провиденциализм) взгляд на историю, несовместимый с цикличности теорией. Вновь эти теории получили распространение в эпоху Возрождения в Италии (Макиавелли, использовавший, подобно античным мыслителям, идею исторического круговорота для обоснования своего учения о закономерной и последовательной смене форм правления; Кампанелла). Развернутая концепция исторического круговорота принадлежит итальянскому мыслителю конца 17 - 1-й половины 18 века Дж. Вико, согласно которой народы в своем развитии проходят 3 постоянно воспроизводящихся этапа - эпоху богов (детство), героев (юность), людей (зрелость, высшая точка цивилизации). После Вико и вплоть до конца 19 века цикличности теории не получили сколько-нибудь заметного распространения. Господствующими в буржуазном обществоведении стали идеи однолинейного и прямолинейного прогресса (просветители, позитивизм). Однако с начала 20 века цикличности теории выдвигаются в число влиятельных философско-исторических буржуазных концепций. Факт возрождения цикличности теории связан, с одной стороны, со сменой исторического оптимизма, присущего восходящей буржуазии, настроениями глубокого пессимизма, наступившего в связи с общим кризисом капиталистической системы, а с другой - с научной несостоятельностью трактовки исторического процесса как плавной поступательной эволюции человечества, опровергавшейся успехами исторической науки и самим ходом всемирной истории, а также реакцией на европоцентризм прежних теорий. В этих условиях концепции поступательного эволюционного развития общества заменяются в буржуазной науке теориями, отрицающими всемирно-историческое прогрессивное развитие человечества, в том числе теориями циклизма.

Наиболее полно цикличности теории 20 века, рассматривающие историю человечества в качестве сменяющихся во времени локальных, глубоко специфичных цивилизаций, которым в то же время присуща идентичная формальная структура, представлены в философско-исторических построениях О. Шпенглера и А. Тойнби. В них выдвигаются на первый план индивидуально-неповторимые стороны действительности и игнорируются общие закономерности развития. Последние подменяются произвольным конструированием идентичного «жизненного цикла» зарождения, развития и гибели культурно-исторических систем. Это достигается с помощью релятивистского тезиса «эквивалентности» локальных цивилизаций, при котором в единый «параллельный ряд» могут ставиться западноевропейское общество и культура майя, Древний Рим и современное капиталистическое общество. Если Шпенглер, Тойнби исходят из конкретных, локализованных во времени культур (цивилизаций), проходящих определенные циклы, то представители другой разновидности циклизма - П. Сорокин, Ф. Нортроп, X. Ортега-и-Гасет исходят из смены типа культур в пределах одного и того же общества, различающихся по их ориентации, системе ценностей и т. п. Для собственно историков возрождение цикличности теории связано с тенденцией модернизации истории (наиболее крупный представитель циклизма среди историков - Э. Мейер). Цикличности теории 20 века глубоко реакционны. Исторический пессимизм, отрицание единства человеческой цивилизации и исторического прогресса, принятие в качестве критерия выделения культур (цивилизаций) только (или преимущественно) факторов духовной жизни - характерные их черты.

Марксистская наука отвергает как концепцию движения всемирной истории по замкнутым кругам, так и теории ее непрерывного механически-прогрессивного развития по прямой линии. Исторический материализм представляет ход всемирной истории как единый закономерный прогрессивный процесс смены общественно-экономических формаций (см. Формация общественно-экономическая), в котором, однако, движение происходит не по прямой, а по спирали, т. е. некоторые присущие прежним ступеням ист. развития элементы повторяются, но уже на новой, более высокой его стадии.

Э. С. Маркарян. Ереван.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ – ЧЖАЛАЙНОР. 1974.

Литература:

Маркарян Э. С., Концепция общественного круговорота в философии истории, "ВИМК", 1957, No 2; его же, О концепции локальных цивилизаций, Ер., 1962; (Араб-Оглы Э. A.), Концепция историч. круговорота, в кн.: Историч. материализм и социальная философия совр. буржуазии, М., 1960; Штаерман Е. М., О повторяемости в истории, "ВИ", 1965, No 7; Конрад Н. И., Полибий и Сыма Цянь, в его кн.: Запад и Восток, (2 изд.), М., 1972; Cairns G., Philosophies of history. Meeting of East and West in cycle-pattern theories of history, N. Y., 1962; Widgery A., Interpretations of history. Confucius to Toynbee, L., 1961.