Неоконфуцианские философские концепции

Существуют несколько понятий и концепций, которые постоянно встречаются в трудах неоконфуцианцев периода Эдо. Тем не менее, следует отметить, что эти термины встречались и в более ранних конфуцианских текстах в разных значениях. Подобным образом современные неоконфуцианские школы не всегда соглашались относительно единой трактовки заимствования или значения того или иного термина. К числу наиболее важных концепций относятся следующие.

ПРИНЦИП

В раннем конфуцианстве понятие принципа (кит. ли; яп. ри) относилось прежде всего к соответствию, т. е. достойному поведению в соответствии с путем небес. В узком смысле это понятие означало поведение в морально и социально приемлемой манере, поскольку термин ри можно также перевести как «ритуал, уместность, или вежливость». Однако принцип не следует связывать просто с общественными обязательствами. Скорее, это понятие утверждало, что человеческие отношения должны отражать космический порядок небес наверху и земли внизу. Таким образом, они определяют различные способы поведения в зависимости от того, какое социальное положение занимает человек в данный момент. Действуя должным образом, каждый человек вносит свой вклад в гармонию социального мира и небес.

В неоконфуцианском мышлении, особенно в формулировке школы Чжу Си, принцип относится к идее космического основания Вселенной. Принцип представляет собой универсальный регулирующий порядок, согласно которому все вещи в мире подчинены и управляемы. Принцип следует из деятельности небес. Понятие принципа включает в себя понятие естественного закона, лежащего в основе всех вещей в мире, и правильного пути для того, чтобы люди действовали в соответствии с принципом.

ЖИЗНЕННАЯ СИЛА

Жизненная сила (по-китайски ци; по-японски ки) представляла собой противоположность принципу. Она составляла материальную основу всех вещей. В то время как принцип населял все вещи, живые и неодушевленные, для материального воплощения ему требовалась жизненная сила. Форма и материя были полностью взаимосвязаны. Фактически вещи существуют в этом мире в результате взаимодействия принципа и жизненной силы.

УВАЖЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ

Уважение к родителям (ко) включало в себя представление о том, что дети обязаны благодарить своих родителей за то, что те родили их в этом мире и заботились о них. Таким образом, дети должны были демонстрировать преданность и послушание по отношению к родителям. Более конкретно это означало заботу о родителях, когда те становились старыми и немощными, а после смерти родителей участие в ритуалах почитания, наделявших усопших статусом предков. В Китае семья является основной единицей общества, и поэтому благочестивое сыновнее уважение к родителям считается основой, которая заставляла эту социальную единицу функционировать должным образом. Японцы также заимствовали это конфуцианское понятие уважения к родителям, но расширили его, преобразив в идеал преданности своему господину. Быть преданным означало быть сыном. В результате понятие уважения к родителям идеальным образом резонировало с военным сословием, представляя собой способ поместить отношения между феодалом и вассалом в рамки господствующей философской системы периода Эдо.

ПРЕДАННОСТЬ

Конфуцианская система ценностей делает сильный акцент на преданность (кит. чу), понятие, тесно связанное с уважением к родителям. В средневековой и раннесовременной Японии преданность была особенным образом связана со взаимными иерархическими отношениями (т. е. отношениями между начальником и подчиненным). Воин, например, был обязан служить своему господину до смерти в обмен на покровительство последнего. В Японии такая преданность соблюдалась повсюду в военной культуре, а также в правительстве, которое было построено по образцу иерархических взаимоотношений, заканчивая сёгуном, преданность которому рассматривалась как одно из высочайших достоинств.

БЛАГОСКЛОННОСТЬ

Благосклонность (дзин) представляет собой фундаментальное конфуцианское качество, проистекающее из относительной и социальной природы конфуцианской этики и представлений о правлении. Человек, воспитавший в себе благосклонность, относится к другим людям с гуманностью и сочувствием. Действия его по отношению к другим людям будут иметь альтруистический характер. Достижение благосклонности считается истинно определяющим — в том смысле, что не знающий ее человек не может быть по-настоящему нравственным.

ДОСТОЙНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Согласно конфуцианскому мышлению, достойным человеком (кунси) можно считать того, кто достиг самого высокого уровня постижения конфуцианских ценностей и живет в соответствии с принципом. Такой человек обладает высоким чувством понимания меры и поступает в согласии с этими правилами и кодексами совершенно естественным образом. Таким образом, достойный человек служит образцом для самосовершенствования, к которому должны стремиться другие.

ИСКРЕННОСТЬ

Искренность (макото; иногда переводится как «правдивость») — главная конфуцианская ценность. Понятие это подразумевает верность своей природе (натуре, сути). И небеса, и человечество имеют искренность в своей сути, но люди должны воспитывать искренность в себе, чтобы полностью осознать это качество. Искренность в целом обозначает культивирование искреннего ума и сердца, посредством чего каждый человек может попытаться пройти самоочищение и жить в гармонии в соответствии с путем небес.

Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 288-290.