Интериоризация

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ (от лат. interior - внутренний). Образование тех или иных психических структур индивида за счет присвоения внешних предметных или социальных отношений. Дж. Мид, рассматривая процесс возникновения структур «Я» из социальных взаимоотношений, трактовал, в частности, самоконтроль как интериоризацию внешнего социального контроля. В концепции П. Жане, созданной на основе категории действия, психическое трактовалось как результат интериоризации внешних, практических действий, имеющих социально значимый характер. В рамках психоанализа постулировалось, что интериоризация общественных (прежде всего моральных) норм, запретов и предписаний — на основе поощрения или наказания ребенка родителями — обусловливает возникновение у него к 3-6 годам жизни инстанции Суперэго. Ш. Ференци в качестве механизма включения в структуру «Я» элементов внешнего мира для перенесения на них эмоциональных переживаний рассматривал идентификацию. У Э. Берна были проанализированы особенности и взаимодействие трех состояний «Я» («родитель» — «ребенок» — «взрослый»), выступающих в качестве частных интериоризаций социального опыта. Ж. Пиаже рассматривал интеллект как результат интериоризации внешних предметно-преобразующих действий, становящихся во внутреннем плане обратимыми и скоординированными в связные операторные структуры. В рамках деятельностного подхода С. Л. Рубинштейна интериоризация понимается как преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. В рамках культурно-исторической психологической школы интериоризация выступает в качестве источника формирования высших психических функций. Постулируется, что исходно та или иная высшая психическая функция реализуется как опосредованная использованием знаков или других орудий форма взаимодействия между людьми (прежде всего между взрослым и ребенком), т. е. как интер-психический процесс, и лишь затем происходит ее присвоение ребенком, когда она реализуется как внутренний, интрапсихический процесс. Происходящий при этом переход внешних средств, опосредующих это взаимодействие, во внутренние определяется как их интериоризация.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 226-227.

Литература:

Рубинштейн С. Л Принципы и пути развития психологии. М., 1959; Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., I960; Леонтьев А. Н Проблемы развития психики, 1959; Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М, 1966; Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975; Рубцов В. В. Основы социально-генетической психологии. М.; Воронеж, 1996.