Буддизм и его секты в Японии

В конце XII—в XIII веках появились новые секты буддийской религии: «дзэн», «дзедо» и «нитирэн».

Наибольшее распространение имела возобновившая свою деятельность секта «дзэн» (буквально «созерцание, размышление»), ранее занесенная из Китая. В отличие от других сект ее приверженцы признавали созерцание как волевой акт самоуглубления, как единственный и в то же время доступный каждому путь постижения истины через интуитивное восприятие с помощью внутреннего созерцания. Они призывали к простоте и аскетизму, выступали против всякого книжного знания и просвещения, как источника свободомыслия. Буддисты секты «дзэн» проповедовали, что война представляет собой

[182]

единственный смысл жизни каждого благородного мужа. Именно поэтому ее вероучение привлекало малокультурную и воинственную военно-служилую часть самурайства, оно было близким этико-моральному кодексу «бусидо». По этой же причине дзэнский буддизм фактически превратился в официальную идеологию правящего феодального дома. Такому превращению способствовало и то, что составной его частью являлись конфуцианские идеи беспрекословного подчинения старшему и божественной предопределенности рождения каждого человека — идеи, утверждавшие вечность существовавших в Японии социальных порядков. Только одна из ветвей секты «дзэн» — «сото», созданная Догэном в 1227 г., в конце XVI века насчитывала уже 13 тыс. храмов и монастырей и около 5 млн. последователей, главным образом среди самураев. Дзэнские священники использовали чайные церемонии для поддержания бодрости при длительных богослужениях. Они превратили эти церемонии, позволяющие отключаться от мирских забот и треволнений, в средство пропаганды своих религиозных доктрин. Часть дзэнских священников стала советниками императорского правительства.

Большой популярностью пользовалась секта «монтосю» («секта приверженцев»), к которой принадлежало около половины последователей буддизма в Японии. В XIII в. она была известна под новым названием— «дзёдо синсю» («истинная секта праведной [чистой] земли»), но чаще ее называли сектой «икко» («единое учение»). Согласно учению этой секты, основанной Синраном (1173—1262), спасение души каждого человека после его смерти возможно для всех в одинаковой степени лишь с помощью будды Амида. Для этого нужно повторять только одно восклицание: «Благословен Амада-будда!» («Нами Амида буцу!»). Следовательно, характерной чертой учения буддийской секты «икко» была проповедь «равенства» всех перед Буддой, привлекавшая крестьян в ее ряды.

Секта «икко» имела много приверженцев среди крестьянства, что объяснялось образом жизни ее духовенства, подобным жизни массы сельского населения, и тем, что оно поддерживало лозунг крестьянского самоуправления. На юго-западе Хонсю главари секты создали мощную военизированную организацию, способную противостоять войскам феодальных князей и монастырским дружинам магнатов других сект буддийской церкви. В результате распространения вероучения «икко» оно превратилось в своеобразную повстанческую идеологию, под знаменем которой крестьяне и низшее монашество выступали во время «религиозных бунтов» («икко икки») в XV в. Весьма показательно, что в ряде «священных посланий» главарей секты содержались призывы к крестьянам не выплачивать налоги храмам, производить раздел земель феодалов, вести вооруженную борьбу против приверженцев других сект буддийской религии. Однако к концу XVI в. учение секты «икко» выродилось в реакционную идеологию, приспособленную к интересам правящего класса феодалов, поскольку основной социальной опорой секты становились широкие слои среднего крестьянства, заинтересованного в обеспечении своих собственнических прав за землю. Кроме того, главенство в секте захватили элементы среднего монашества , все более предпочитавшие объединяться с вооруженными синтоистскими монахами для проведения различных религиозных мероприятий. Такое объединение сближало их с доктриной единства и тождества основных догм буддизма и синтоизма, давно проповедовавшейся в Японии. Все это приводило крестьян к поискам других идей, которые могли бы составить основу их повстанческого движе-

[183]

ния, стать знаменем крестьянской борьбы против феодальной и ростовщический эксплуатации.

Секта «нитирэн», или «хоккэ» («солнечный лотос»), основанная в 1253 г. бонзой Нитирэн Сёнин (1222—1282), была самой фанатичной и воинственной из всех сект. Ее приверженцы, апеллировавшие к деклассированным элементам, к самураям, ремесленникам и торговцам, отрицали правомерность всех других форм буддизма в Японии. Существо учения Нитирэн заключалось в полном отрицании необходимости познания, доступного лишь буддам. Спасение души считалось возможным при безусловной вере, достижимой лишь постоянным повторением магического восклицания: «Почет сутре лотоса таинственного закона!»

Возникновение в Японии с XII—XIII веков новых сект буддийской религии отражало недовольство широких народных масс безудержной роскошью, развратом, произволом духовенства старых сект, в частности «дзэн», и синтоистской церкви, недовольство обогащением духовных феодалов, расширявших свои земельные владения и эксплуатировавших крестьян в не меньшей степени, чем это делали светские феодалы.

[184]

Цитируется по изд.: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970, с. 182-184.

Понятие: