Чичиуакуауко

Места последнего пристанища у ацтеков

Чичиуакуауко, небеса, где обитают умершие невинные младенцы и растёт дерево с питающими их грудями. Илл. из «Ватиканского кодекса А»

Представление ацтеков об окружающем их мире, включающем и места успокоения, отразилось в плане их ритуальных центров: огромный остров, поделённый на четыре квадранта, или направления. Каждое направление содержит набор символов. Восток являлся областью света (восход солнца), плодородия и жизни, и его символом был белый цвет. Север был направлением темноты, холода и войны. Именно здесь погребали умерших, и его цвет был чёрный. На западе находился дом солнца. Запад отождествлялся с рождением и распадом, загадкой происхождения и конца. Это было место красного цвета. Наконец, юг был областью жары, огня и тропической погоды. И цвет данного направления был голубой.

Представление о загробной жизни у ацтеков было столь же широким и разнообразным, как и о мире живых. Как и на большинство аспектов жизни ацтеков, множество факторов оказывало влияние на то, какой будет судьба человека в жизни и после смерти. Насколько они могли постичь, большинство сторон ацтекской жизни имели какое-то стратегическое предназначение и были тщательно спланированы. Даже дата рождения, например, отмеченная в ацтекском календаре (см. главу 11), влияла на многие аспекты личной жизни. По ней ацтекские мудрецы могли определять личные качества, суть, судьбу и другие характеристики человека. С такой же точностью можно было сказать о том, куда попадёт душа человека, по тому, какая смерть настигла его или её, а в некоторых случаях и по роду занятий.

Тела мертвецов возвращали обратно матери земле: их сжигали либо погребали. Данный акт имел следующее метафорическое значение: земля, воплощённая в великой праматери-богине Коатликуэ, возвращала в своё лоно тела умерших. То же самое приписывали и её спутнику, богу Тлальтекутли, земному чудовищу. Тело либо бренные останки оставались в земле (почве), служа пищей для Тлальтекутли и Коатликуэ, а душа отправлялась в предопределённое место, зависящее от того, какой он или она смертью умерли.

Для одних путешествие в загробный мир было трудной задачей, для других — дорогой к вечному счастью. Одни мертвецы по пути в подземное царство претерпевали тысячи мук, другие поднимались до положения богов, а третьи наслаждались после смерти спокойной и беззаботной жизнью. Нравственные устои и образ жизни, казалось, мало влияли на то, каким для души будет место окончательного успокоения, что представляло для католиков-хронистов идеологический вызов, ибо их система верований основывалась на представлении, что поступки человека и занимаемая им либо ею в жизни позиция определяют то, куда он или она попадёт после смерти. У католиков человек либо, прожив честную жизнь, наслаждается славой и богатством рая, либо мучается вечно в аду. Для ацтеков же форма смерти была одним-единственным решающим фак-тором и частым предметом дискуссий у ацтекских мыслителей, которые с какой-то одержимостью размышляли о течении времени и неизбежности смерти.

По словам испанских хронистов Саагуна и Дурана, существовало всего четыре особых места, куда могла отправиться душа: Чичиуакуауко, Тонатиу-Илуикак, Тлалокан и Миктлан.

Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 218-220.

Понятие: