Крепостное право (СИЭ, 1965)

КРЕПОСТНОЕ ПРАВО - высшая степень неполной собственности феодала на работника производства. Иногда в литературе под крепостным правом понимается всякая форма феодальной зависимости. Крепостное право находит юридическое выражение в 1) прикреплении крестьянина к земле; 2) праве феодала отчуждать крестьян без земли; 3) крайнем ограничении гражданской дееспособности крестьянина (право феодала на часть наследства крестьянина и на выморочное имущество, право телесных наказаний, право первой ночи и т. п.; отсутствие у крестьян права самостоятельно приобретать и отчуждать имущество, особенно недвижимое, распоряжаться наследством, выступать в суде и т. д.). В разные периоды истории крепостное право и в разных странах роль и удельный вес каждого из этих элементов были различными.

В основе некоторых терминов, обозначавших крепостных в западноевропейском праве, лежит идея личной, буквально «телесной» принадлежности крепостного своему господину (homines de corpore, Leibeigenen). Идея отчуждаемого имущества заложена и в русском понятии «крепостной», которое стало употребляться по отношению к крестьянам лишь с середины 17 века, когда утвердилась практика продажи крестьян без земли. Слово «крепостной» происходит от термина «крепость», употреблявшегося в России с конца 15 века для обозначения документов, закреплявших права отчуждаемой собственности. Выражение «крепостное право», неизвестное законам и актам, было создано в русской публицистике 19 века путем модификации применявшегося в законодательных материалах 18-19 веках термина «крепостное состояние», которым определялось сословие частновладельческих крестьян. С 18 века в России получили распространение также иностранные обозначения крепостного права - Leibeigenschaft (нем.) и servage (фр.), которые понимались как синонимы «крепостного состояния».

В историографии, особенно западной, существовала тенденция отделять крепостных крестьян, как несвободных, от других категорий зависимых крестьян, как "лично свободных". К. Маркс показал, что при феод. способе произ-ва ""владелец" средств производства", т. е. крестьянин, всегда является в той или иной степени лично несвободным (см. "Капитал", т. 3, 1955, с. 803-04), а К. п. есть лишь наиболее полное выражение несвободы крестьянина при феодализме. Большое значение для понимания причин распространения (или отсутствия) К. п. и крепостной зависимости имеют указания Маркса и Ленина на связь этой формы феод. зависимости с барщинным х-вом, указания Маркса на то, что обычно крепостное состояние возникало из барщины, а не наоборот (см. К. Маркс, Капитал, т. 1, 1955, с. 242; т. 3, с. 803-04; В. И. Ленин, Соч., т. 3, с. 159).

Распространение крепостного права как одной из основных форм феодальной эксплуатации в период раннего и развитого феодализма определялось рутинным состоянием техники сельского хозяйства и его натуральным характером. Прибавочный продукт мог быть получен при условии полурабской зависимости крестьянина от собственника средств производства, обладавшего разнообразными способами внеэкономического принуждения. Отсюда не только сохранение в модифицированном виде старых отношений зависимости серва или колона от их господина, но и распространение такого рода отношений на широкие слои прежде свободных непосредственных производителей. По мере роста производительных сил и развития товарно-денежных отношений крепостное право уже в период развитого феодализма начало изживать себя и появилось в период позднего феодализма на новой почве, на ином этапе развития мирового хозяйства и мирового рынка.

Основными путями возникновения крепостного права в раннефеодальной Европе были 1) ограничение полной собственности на раба, 2) превращение свободного крестьянина-общинника в феодально-зависимого, несвободного держателя. Категория крепостных, состоявшая из сервов, либертинов, колонов и др., сложилась в Испании примерно к 8 веку. Сервы в 6-8 веках первоначально мало отличались от рабов. Их продавали с землей и без земли, дарили, давали в приданое. Беглые сервы подлежали возврату в определенные сроки. Однако господин не имел права убивать серва (хотя не отвечал за его смерть во время экзекуции), а плата за убийство серва посторонним человеком превратилась из средства возмещения материального убытка хозяину в вергельд, равный половине вергельда свободного. Либертины (вольноотпущенники) в 6-7 веках были, как и сервы, прикреплены к земле и ограничены в правах гражданской дееспособности. Во Франции процесс закрепощения крестьян протекал в 8-10 веках. Категорией крестьянства с наибольшей степенью ограничения личных и имущественных прав были сервы. Ряд капитуляриев, изданных Карлом Великим и его преемниками, был направлен против побегов сервов и укрывательства их, против попыток крепостных уклоняться от выполнения феодальных повинностей. Через все каролингское законодательство проходит требование розыска и возвращения беглых прежним владельцам. Сервы в 9-11 веках передавались и дарились вместе с их наделами (cum hoba sua), т. е. были прикреплены к земле. В Северной Италии 8-10 веков основные категории крестьянства (вилланы, колоны и др.) находились в личной - крепостной или полукрепостной - зависимости от феодалов. В Южной Италии еще в 11 - начале 13 веков крестьяне пользовались свободой переходов. В Англии крепостное право утвердилось в 10-11 веках. Английская деревенская община в законах 10 - начале 11 веков выступает уже как крепостная. Гебур (крепостной) был прикреплен к земле и выполнял барщинные повинности. Личная зависимость крепостного от своего господина получила здесь название «глафордат». В Германии процесс закрепощения шел уже в 8-11 веках. В России 11-13 веках формой крепостничества была эксплуатация ролейных (пашенных) закупов. Была закрепощена также часть смердов. Фигурирующий в Русской правде княжий смерд - феодально-зависимый крестьянин княжеского домена - ограничен в имущественных и личных правах (его выморочное имущество идет князю; жизнь смерда приравнена к жизни холопа: за их убийство назначается одинаковый штраф - 5 гривен). В некоторых странах крепостное право не развилось (Норвегия, Швеция).

В период развитого феодализма процесс закрепощения крестьян усиливается, но уже в это время начинается противоположный процесс - постепенное ограничение и частичная ликвидация крепостного права. Страной «классического серважа» являлась Франция 11-14 веков. В 11 - 13 веках крепостные во Франции количественно преобладали над другими прослойками крестьянства. Они были прикреплены к земле (glebae adscripti), продавались, обменивались и дарились, в большинстве случаев с землей. Сервы были урезаны в правах покупки и продажи земли и наследования движимого имущества; при уходе с земли сеньора серв расставался со всей движимостью и недвижимостью. Выморочное имущество крепостного переходило к сеньору (право мертвой руки - manus mortua). Брак с крестьянином (крестьянкой) другого феодала сопровождался выплатой особой пошлины - forismaritagium. В условиях развития товарно-денежных отношений серваж становился экономически невыгодным, а классовая борьба крепостных ускоряла его отмену. В 12-14 веках были часты случаи самовольного ухода крепостных от своих сеньоров. В 12-14 веках произошло расширение права крепостных продавать и покупать землю, переходить из вотчины в вотчину. Начавшийся в 13-14 веках выкуп серважа (уничтожение права мертвой руки и forismaritagium, фиксация ренты, увеличение владельческого прав и свободы передвижения) был под силу лишь зажиточным крепостным, ибо от серва требовалась выплата всех старых рент. Выкуп серважа продолжался в 15-16 веках, и тем не менее перед 1789 годом около 1,5 миллионов французских крестьян оставались еще в статусе сервов и мэнмортаблей. В Германии до 14 века не было единого обозначения для крепостных; с 14 века появляется термин Leibeigenschaft для обозначения крепостного состояния.

Противоречивые тенденции развития крепостного права наблюдаются и в Англии. С одной стороны, в 12-13 веках усиливалась и росла барщина, в 13 веке шел процесс превращения сокменов в крепостных вилланов. С другой стороны, одновременно происходила коммутация барщинных повинностей. Вилланы подвергались жестокой эксплуатации. Они были ограничены в гражданских правах (exceptio villenagii). Формально на них до известной степени распространялась «охрана мира и справедливости», осуществлявшаяся органами государственной власти, но фактически они почти целиком зависели от произвола феодалов. В 14-15 веках крепостное право в Англии подверглось постепенному ограничению и ликвидации, хотя его пережитки сохранились в статусе копигольдеров.

В Северной и Средней Италии в 11-12 веках начался процесс освобождения крепостных от власти сеньоров. В 13-14 веках здесь уже существовали сельские коммуны, свободные от частновладельческой зависимости и крепостного права. В Сицилийском королевстве в 12-13 веках, напротив, возобладала тенденция закрепощения, что, возможно, связано с упадком ремесла и торговли на Юге Италии. Законы запрещали укрывать беглых сервов, был установлен годичный срок сыска (специальные чиновники, revocatores hominum, возвращали беглых сервов). Противоречивым был процесс развития крепостного права в различных частях Испании. В Леоне и Кастилии 12- 13 веков в связи с широкой колонизацией новых земель крестьяне добились права относительно свободного перехода от одного землевладельца к другому. В Арагоне же в конце 13 века Сарагосские кортесы закрепили право феодалов располагать жизнью и смертью своих подданных; в 13 веке рядом законов была закреплена крепостная зависимость части каталонского крестьянства (см. Ременсы). Отмена крепостного права в Каталонии относится к 15 веку.

Для Франции, Англии, Испании, Северной и Средней Италии и некоторых других стран характерно постепенное ограничение и изживание крепостного права к концу периода развитого феодализма. Сохранение в них в 14-15 веках крепостного права и попытки распространения его на новые слои крестьянства вызывались, как правило, стремлением феодалов увеличить производство сельскохозяйственной продуктов для продажи за счет расширения барщинного домениального хозяйства. Но в экономически наиболее развитых странах Западной Европы эти тенденции были побеждены тенденциями буржуазного развития, активным сопротивлением крестьянства и т. п.

Для ряда стран Центральной и Восточной Европы конец этого периода явился исходной точкой нарастающего развития крепостного права.

Это распространение крепостного права в период позднего феодализма Ф. Энгельс назвал «вторым изданием крепостничества», потому что оно в какой-то мере повторяло юридические нормы серважа - прикрепление к земле, барщину и т. п., хотя на совершенно новой основе и применительно к иному кругу земель (в частности к районам, которые не знали «первичного закрепощения»). Главными показателями «вторичного закрепощения» было увеличение барской запашки и, соответственно, рост барщины, перерождение иммунитета из системы варьирующих корпоративных прав в систему единообразных сословных прав дворянства, развитие частного права собственности на работника производства. В объяснении причин «вторичного закрепощения» различаются две точки зрения: одна связывает его с ростом городов и развитием внутреннего рынка в самих восточно-европейских странах, другая - с возникновением капиталистического производства на Западе и Севере Европы, обусловившим резкое увеличение спроса на хлеб) который стал экспортироваться из стран Восточной Европы. В оценке значения перехода к барщинно-крепостническому хозяйству взгляды историков расходятся еще радикальнее: одни видят в новой системе проявление процесса первонач. накопления, другие - консервацию и углубление феодально-крепостнических отношений в их самых реакционных и суровых формах. Большинство историков считают, что «вторичное закрепощение» было явлением, двойственным по своей природе. Каждая из двух приведенных точек зрения отражает только одну сторону этого явления.

В Пруссии ненемецкие крестьяне оказались в системе крепостного права еще в 13 веке. Тяжелые формы приняло закрепощение в 15-16 веках в Мекленбурге, Померании, Гольшнтейне и Лифляндии (прикрепление к земле, неограниченная барщина). В Венгрии крепостное право было закреплено после подавления восстания 1514 года. В 16-17 веках происходит резкий рост барщины и крепостного права в Чехии. В германских государствах крепостное право усилилось после Крестьянской войны 1524-1525 годов. Отчетливые формы приобрело крепостное право в Дании 14-15 веков, Польше и Литве 16-17 веков. В Польше середины 17 века пан имел право согнать крестьянина с земли, продать, распорядиться его семьей и движимым имуществом; крестьянина лишили права самостоятельно выступать в суде и жаловаться на своего господина. В России рост феодального землевладения в 15-16 веках сопровождался прикреплением крестьян к земле. Сильнее других были закрепощены крестьяне-старожильцы. С середины 15 века для крестьян отдельных вотчин устанавливается ограничение права выхода неделей до и после Юрьева дня осеннего. В числе попавших под действие этого правила были крестьяне-серебреники северных уездов, по характеру закабаления (за долг) напоминающие ролейных закупов Русской правды. Срок выхода, указанный в грамотах середины 15 века, подтвержден Судебником 1497 года в качестве общегосударственной нормы, которым также установлен размер выходной пошлины («пожилого»). Судебником 1550 года был увеличен размер «пожилого» и установлена дополнительная пошлина («за повоз»).

Временное (см. Заповедные лета), а затем и бессрочное запрещение крестьянского выхода (1592/93) было подтверждено указом 1597 года, устанавливавшим пятилетний срок сыска беглых («урочные лета»). В 1607 году был издан указ, впервые устанавливавший санкции за прием и держание беглых (штраф в пользу государства и «пожилое» старому владельцу беглого). Основную массу дворянства устраивали продолжительные сроки сыска беглых крестьян, однако крупные землевладельцы страны, а также дворяне южных окраин, куда шел большой приток беглых, были заинтересованы в коротких сроках сыска. На протяжении всей 1-й половины 17 века дворяне подают коллективные челобитные об удлинении урочных лет. В 1642 году установлен 10-летний срок для сыска беглых и 15-летний - для сыска вывезенных. Соборное уложение 1649 года провозгласило бессрочность сыска, т. е. возврату подлежали все крестьяне, бежавшие от своих владельцев после писцовых книг 1626 года или переписных книг 1646-1647 годов. Но и после 1649 года устанавливались новые сроки и основания для сыска, которые касались крестьян, бежавших на окраины: в районы по Засечной черте (указы 1653, 1656 годов), в Сибирь (указы 1671, 1683, 1700 годов), на Дон (приговор 1698 года и др.). Большое внимание законодательство 2-й половины 17 века уделяло наказаниям за прием беглых.

С. М. Каштанов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.