Теология процесса

ТЕОЛОГИЯ ПРОЦЕССА — одна из разновидностей современной секулярной теологии, получившая значительное развитие в США и Англии. Ее представители Д. Кобб, Ш. Огден, Д. Гриффин, Р. Джеймс в США, Н. Питиндорф, П. Гамильтон в Англии исходят из того, что философия процесса англо-американского математика и философа Алфреда Норта Уайтхеда и современного американского философа Чарлза Хартшорна содержит концептуальный аппарат, с помощью которого можно осуществить принципиально новую интерпретацию всех традиционных христианских положений. В «процессуальном» истолковании мира и бога, данном в философии А. Уайтхеда и Ч. Хартшорна, природа рассматривается как процесс, сущность которого состоит в переходе «вечных объектов» или «чистых возможностей» в мир пространства и времени, в «события» внешнего мира. Сущность процесса, по Уайтхеду, заключается в непрерывной актуализации возможностей, которые, представляя собой невидимые реальности, регулируют и направляют развитие мира. Представление о процессе развития мира как о последовательной цепи реализации возможностей, заложенных в предшествующем, по мысли Уайтхеда, неизбежно ведет к признанию существа, являющегося основанием «вечных объектов» и всего актуального — бога. Представление о космическом процессе как жизни, т. е. о превращении возможного в действительное, приводит Уайтхеда к провозглашению так называемой биполярной концепции бога, к утверждению различения в природе бога первичной и вторичной сторон. С его точки зрения, божественная природа имеет первичный аспект, который характеризует чисто умозрительную сторону бытия бога, и вторичный, характеризующий бытие бога во всей его конкретной полноте. Первичное есть подлинный источник или основание всего непервичного или последующего. Но в своей полной действительности бог есть и первичное (несотворение) и последующее (сотворение). Поэтому бог и мир взаимозависимы. Согласно Уайтхеду, бог есть основание процесса развития мира и в то же время этот существующий во всей своей конкретности процесс является «телом» самого бога. Получается, что бог не что иное, как процесс развития космоса, Вселенной, природы вообще, жизнь мирового процесса, включающая в себя его прошлое, настоящее и будущее. Таким образом, бог является одновременно и трансцендентным, т. е. потусторонним по отношению к миру, ибо он его основание, следует, нечто совершенно отличное от него, и имманентным, т. е. посюсторонним, ибо сам мир есть не что иное, как «физическое тело» бога. Именно этот подход Уайтхеда к интерпретации идей бога лег в основу теологии процесса. Все ее представители убеждены, что только такое космологическое, панентеистическое определение бога преодолевает ограниченность и неполноту определений сущности бога, даваемых другими протестантскими модернистами. Процесс развития природы как космического организма, который включает в себя как составные части историю и человека, есть проявление вечного самотворчества бога. С помощью такой интерпретации сущности бога эти теологи стремятся придать вере в бога универсальный характер. С их точки зрения, вера в панентеистического бога реализуется в различных творческих актах человека, которые охватывают буквально все сферы его жизнедеятельности. Поэтому все люди, независимо от того, считают они себя религиозными или нет, являются верующими. Всякая деятельность человека, независимо от того, осознает это человек или не осознает, объявляется ими религиозной, ибо в ней реализуются божеств, цели и замыслы. С точки зрения представителей теологии процесса космологический бог требует от человека не подчинения, а свободных творческих устремлений и действий. Поэтому они считают, что религия, объектом которой является такой бог, есть религия освобождения, раскрепощения человека, ибо она призывает его к свободной активной творческой деятельности, рассматривая ее как приобщение к богу, как выражение служения ему. В Клермонте (Калифорния, США) создан специальный центр по изучению философии процесса и использованию ее в сочетании с идеями экзистенциализма, тейярдизма, буддизма для развития христианской теологической мысли, для обоснования нового вида теизма — натуралистического, который мыслится основой новой секулярной формы христианства. В 1971 году при этом центре Д. Коббом и Л. Фордом начал издаваться специальный журнал «Process Studies», ставящий своей целью осмысление христианской веры не только при помощи философии процесса Уайтхеда и Хартшорна, но и идей других философов, для которых характерно так называемое «процессуальное» видение мира (Гегель, Фехнер, Бергсон, Александер, Бердяев, Тейяр де Шарден). Журнал призван пропагандировать использование идей Уайтхеда не только в теологии, но и во многих других областях — в эстетике, литературной критике, биологии, физике, истории религии, полит, науке.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 259-260.