Когнитивная психология

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат. cognitio — знание + греч. psyche - душа + logos -  учение) Направление в психологии, возникшее в начале 1960-х годов, которое характеризуется взглядом на психику как на систему когнитивных операций (Дж. Миллер, У. Найссер, Дж. Брунер, Г. А. Саймон и др.). К основным предпосылкам возникновения когнитивной психологии относятся: появление теории связи и теории информации; изобретение компьютеров; недостаточность бихевиоризма в объяснении сложных форм поведения человека; данные о сложной структуре памяти; развитие современной лингвистики. Главные события формирования когнитивной психологии: в 1949 году К. Э. Шеннон и У. Уивер опубликовали статью «Математическая теория связи»: в конце 1950-х годов Г. А. Саймон выдвинул идею о том, что человеческое познание можно моделировать с помощью ЭВМ, и приступил к созданию компьютерных программ по решению задач; в 1960 году Дж. Миллер вместе с Дж. Брунером создали при Гарвардском университете лабораторию по изучению процессов мышления (Центр когнитивных исследовании); в 1967 году У. Найссер опубликовал книгу «Когнитивная психология», где сформулировал в качестве задачи психологии анализ процесса трансформации, редукции, обработки, накопления, воспроизведения и использования входящих сенсорных сигналов; в 1970 году началось издание журнала «Когнитивная психология» (Cognitive Psychology). Когнитивная психология, продолжает линию, идущую от бихевиоризма,— строго формализованного анализа психологических процессов. Главная задача когнитивной психологии — анализ процесса, происходящего на пути от рецептора, через который, попадает сенсорная информация, до ответа на эту информацию. Основана на метафоре компьютера — психика трактуется как система, предназначенная для переработки информации. Здесь постулируется связь реакции не только с внешним стимулом, но и с внутренними переменными (самосознание. Селективность внимания, когнитивные стратегии, идеи и желания). Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект. Методы. Основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психологического процесса.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 252.

Литература:

Neusmr U. Cognitive Psycho logy.. R Y.: Appleton Century Crofts, 1967; Брунер Дж. Психология познания, М., 1977; Найссер У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии. М.: Прогресс, 1981; Велтковашй Б.М. Современная когнитивная психология. М.: изд-во МГУ, 1982: Wissenspsychologie. .\lunehen, 1988; Ром Харре. Вторая когнитивная революция // Психологический журнал, 1993. № 1; Лебедев А. Н. Когнитивная психофизиология на рубеже столетий // Психологический журнал. 2002. № 1. Т. 23; Смит Н. Современные системы психологии. СПб.: прайм ЕВРОЗНАК, 2003.