Духовное просвещение

ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ - совокупный процесс внутренней и внешней деятельности людей, нацеленных на утверждение в жизни христианских начал. Двуединый процесс «просветления» буквой и духом Священного писания был впервые осмыслен на русской земле в «Слове о законе благодати» митрополита Илариона, принципиально различавшего внешне-буквалистский и внутренне-духовный моменты духовного просвещения в образах «рабской Агари» и «свободной Сарры», за которыми скрывалась соответственно «языческая» и христианская мудрость. Тем самым было подчеркнуто превосходство сугубо внутреннего, собственно духовного просвещения человеческого разума на пути его «обновления». Утвердилась духовная (просветительская) возможность существования русской христианской философии (Зеньковский), и ее начали постепенно реализовывать другие мыслители Киевской Руси. Так, Кирилл Туровский и Климент Смолятич приступил к осмыслению нравственных аспектов христианской философии. В результате выявилась связь между внешне-буквалистским или «законническим» уровнем духовного просвещения и внешне-индивидуальным поведением человека. Отечественные сторонники исихазма сделали упор на собственно духовную сторону просвещения, углубив онтологическую «идею конкретности» (И. О. Лосскии) русской православной философии. По мере усиления социокультурной роли монастырей стала складываться и внешне-церковная деятельность в рамках духовного просвещения, которая предполагала проповедническое обращение духовных пастырей к мирянам, что наиболее ярко было продемонстрировано Иосифом Волоцким. Главным условием успеха такой деятельности считался прежде всего внешне-индивидуальный пример проповедников. Отсюда проистекали «законнические», порой жесткие требования Иосифа Волоцкого к монахам. Подчеркивая значимость строгого соблюдения «буквы» Священного писания, а также православных обрядов в деле церковного просвещения, он невольно способствовал усилению «буквализма» и «обрядоверия» в Московской Руси. К тому же определенная приверженность к пустым формам со стороны отечественных иереев усугубилась их папистскими притязаниями, подкрепляемыми экономическим могуществом монастырей. Так что Петру I при осуществлении своей конфессиональной реформы пришлось иметь дело с агрессивным «омертвлением русской жизни, душа которой отлетела» (Федотов). Органический синтез всех сторон духовного просвещения: внешне-церковной, внешне-индивидуальной, внешне-буквалистской и собственно духовной попытался осуществить в своей деятельности митрополит Московский Платон, как бы ознаменовав собой единство внутреннего (святоотеческого - исихастного) и внешнего (иосифлянского) уровня духовного просвещения. Однако в условиях его идеологизации, наметившейся уже в начале XIX века, когда православные иереи стали откровенно переходить на верноподданнические позиции и тем самым вновь абсолютизировать пусть не оппозиционные, как во времена патриарха Никона, но сугубо политические взгляды, наступил очевидный кризис внешних аспектов духовного просвещения, иди «духовной власти» (В. С. Соловьев). Большую роль здесь сыграл и рост просветительской деятельности революционной интеллигенции с ее взысканием «грядущего царства правды» (Булгаков). Что же касается внутренней духовной стороны христианского просвещения, то оно в отрыве от своих внешних форм стало неизбежно терять свой религиозный характер и выражаться в чисто мистических или платонических взглядах русских мыслителей с их ориентацией на аскетическое видение самого Христа либо определенное познание истинно Сущего в противовес православной - неопределенной - мистике света. Тем самым в России произошел раскол духовного просвещения, не преодоленный до сих пор.

П. В. Калитин

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, 180-181.

Литература:

Булгаков С. Н. Свет невечерний. М., 1994; Зеньковский В. В. Основы христианской философии. М., 1992; Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993; Карсавин Л. П. Святые отцы и учителя Церкви. М., 1994.