Имамиты (РИЭ, 2018)

ИМАМИТЫ (араб, имамийа), иснаа- шариты (араб, исна'ашарийа — «дюжинники») — преобладающее направление умеренного шиизма. Оформилось вокруг признания преемственного права на имамат за 12 потомками пророка Мухаммада через Али ибн Аби Талиба и Фатиму (отсюда оба названия). Кроме самого Али, это Хасан ибн Али, Хусейн ибн Али, Али Зайн аль-Абидин, Мухаммад аль-Бакир, Джафар ас-Садик, Муса аль-Казим, Али ар-Рида, Мухаммад ат-Таки аль-Джавад, Али аль-Хади и аль-Хасан ан-Наки (известные как «Двое аль-Аскари»), а также Мухаммад аль-Махди, называемый также аль-Мунтазар («Ожидаемый», родился в 873 году), чье бесследное исчезновение между 874 и 878 годами (он был, вероятно, устранен по приказу Аббасидов) дало начало его почитанию как «скрытого имама» — незримого верховного главы уммы. В настоящее время имамиты составляют подавляющее большинство мусульман Ирана и Азербайджана (более 4/5 населения), преобладают над другими направлениями ислама в Ираке и Бахрейне (порядка 2/3 населения) присутствуют как значительные по численности меньшинства в Ливане, Саудовской Аравии, Кувейте, Афганистане, Пакистане (1/20 — 1/6 населения).

В России сообщество имамитов представлено в Дагестане (Дербент и окрестности). Широкое распространение учения имамитов в конце IX — начале X века по Ирану и Месопотамии, а позднее — и по прилегающим районам Сирии, Малой Азии и Аравии, привело к тому, что оно быстро восприняло элементы доисламских религий региона. Это особенно заметно в культе мучеников (шахидов), главным образом Хусейна ибн Али, в память о гибели которого первые 10 дней (ашура) мухаррама справляются обрядовые шествия и представления-мистерии (тазийа). Сочетание имамитской догматики и организационных структур суфизма способствовало успеху массовых движений, которым удавалось периодически контролировать те или иные части Западной Азии (сарбадары, сайидов движение и др.). Коран имамиты считают подвергшимся определенному искажению (хотя пользуются текстом, идентичным принятому в суннизме) и толкуют иносказательно, в поисках скрытого смысла, как правило, указывающего на призвание Алидов. Сунна у имамитов состоит из хадисов, передаваемых от тех сподвижников Мухаммада, которые так или иначе высказывались в поддержку Али, а также из «известий» (ахбар), связанных с его потомством; предания, восходящие к «праведным халифам», жене Пророка Аише и всем, кто выступил как противник Али, отвергаются. «Двенадцать Имамов» с Мухаммадом и Фатимой выступают как «Четырнадцать Непогрешимых», носители высшего знания, которое передавалось наследственно вплоть до Мухаммада аль-Мунтазара, перешедшего в «сокрытие» (гайба). С его грядущим пришествием как махди — «Свершителя» (Каим) — связывается торжество божественной справедливости, его представителями как «Владыки времени» (Сахиб аз-заман) являются муджтахиды — верхушка имамитских улама.

Догматика имамитов восприняла основные постулаты калама мутазилитов, в том числе тезисы о разуме как богоданном орудии постижения истины и о связанной с этим свободе человеческой воли, что предопределило признание имамитскими авторитетами иджтихада — личного мнения муджтахида при обсуждении вопросов шариата. Обрядность и шариатское право имамитов немногим отличаются от суннитских; наиболее заметные исключения — признание временного брака (мута) и «предусмотрительного скрывания» собственного вероубеждения при гонениях (такийа или китман). В пользу Алидов поступают средства от взносов, собираемых среди верующих (хумс). Паломничество имамиты совершают, помимо Мекки и Медины, к гробницам имамов, в частности Али (в Наджафе), Хусейна (в Кербеле), аль-Казима и аль-Джавада (в пригороде Багдада Эль-Казимайн), ар-Риды (в Мешхеде) и «Двоих аль-Аскари» (в Самарре), а также их родичей, среди которых особое место занимает дочь аль-Казима, Фатима (в Куме).

Т. К. Кораев.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 7. М., 2018, с 8-9.

Источники:

ATHilli. A Treatise on the Principles of Shiite Theology / Transl. by W. M. Miller. London, 1928; Ibn Ba- bawayh. A Shiite Creed / Transl. by A. A. Fyzee. London, 1952.

Литература:

Goldzieher I. Beitrage zur Literaturgeschichte der Schi'a und der sunnitischen Polemik // Sitzberich- tungen der wiener koniglich Akademie der Wissenschaften. LXXVIII (1874); Hollister J. N. The Shi'a of India. Lon-don, 1953; Kohlberg E. From Imamiyya to Ithna-Ashariyya // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. XXXIX (1976). P. 521-534; Massi- gnon L. Salman Pak et les premisses spi- rituelles de l'islam iranien. Paris, 1934; Sell C. Ithna Ashariya or the Twelve Imams. Madras, 1923; Давуд И. A.-M. Наш'ат аш-ши'а ал-имамийа. Багдад, 1968; Файйад А. Та'рих ал-имамийа. Бейрут, 1975; Хекмат А.-А. Нох гоф- тар дар тарих-е адйан. Дж. 1—2. Шираз, 1960.

Понятие: