Ремесло в Могольской империи

Индия славилась своими разнообразными ремеслами. Высоким художественным совершенством отличался труд ювелиров, медников, оружейников, резчиков по дереву и камню. Наиболее массовой отраслью ремесленного производства было ткачество. Индийские ткачи вырабатывали из хлопка и шелка ткани от самых простых до тончайших, как паутина, а из шерсти — превосходнейшие ковры и шали.

Индийское ремесло по-прежнему оставалось в основном кастовым. Профессиональные касты ремесленников были организациями, занимавшимися отдельными видами ремесла: ткачеством, гончарным и кузнечным делом, как в городе, так и в деревне. Следует отметить, что наследственно кастовый характер ремесел ограничивал, хотя и не исключал, другие формы организации, в частности в некоторых ремеслах (например, у медников, кузнецов и др.) встречался институт ученичества.

Руководство делами касты, наблюдение за выполнением кастовых законов, религиозных и ритуальных обрядов находились обычно в руках совета старейшин и наследственного «главы» касты. Каста, с одной стороны, была организацией, защищавшей иногда своих членов or чрезмерной феодальной эксплуатации, оказывавшей экономическую помощь нуждавшимся в ней некоторым своим членам и т. д. С другой стороны, каста, сохранявшая наследственные и традиционные методы организации труда и технической обработки, играла реакционную роль, тормозя развитие производительных сил.

Рост производительных сил в ремесле был связан с возникновением новых профессий, обусловившим появление новых каст. Вместе с тем этот процесс способствовал тому, что каста начала утрачивать свою наследственно-профессиональную исключительность, и члены той или иной ремесленной касты переходили к новым видам производственной деятельности. В таких случаях обычно расширялся традиционный круг профессий, свойственных данной касте.

Развитие общественного разделения труда, нарушение традиционной связи ремесла и земледелия выразились, в частности, в отделении от земледелия ткачества как занятия особых каст, а также в тенденции к превращению некоторых общинных ремесленников в наиболее развитых районах страны в мелких товаропроизводителей и к установлению между ними и крестьянами товарно-денежных отношений. Возникали поселения ткачей, которые нередко становились центрами других ремесленных производств. Английский купец, посетивший район Нарасапура еще в начале XVII века, писал, «что рядом с городом и вдоль всего побережья живет множество ткачей и мастеров по производству узорчатых тканей. Здесь есть также и другие ремесленники: кузнецы, плотники, золотых дел мастера, портные и т. д., но их там не так много, как ткачей и мастеров по производству узорчатых тканей» 1.  В XVII веке в одной из «деревень» Пенджаба

население «состояло главным образом из ткачей и красильщиков, которые обслуживали окружающую сельскую местность» 2.

Широко распространенной формой экономической организации ремесла в Индии в рассматриваемый период было индивидуальное хозяйство, в котором весь процесс производства готового изделия, как правило, выполнялся одним ремесленником или с помощью членов его семьи.

Орудия, которыми работали ткачи в своем производстве, как правило, были весьма простыми. Правда, в первой половине XIX в. общее число инструментов, которыми пользовалась семья ткача для производства из хлопка хорошего муслина, превышала 120 3. Сам станок, как правило, простой горизонтальной конструкции, был сделан из кусочков бамбука или тростника, перевязанных пряжей или бичевой. Отдельные части станка (берда, челноки) обычно делались самими ремесленниками, но могли быть также куплены на рынке. Исключительно высокое качество тканей было результатом прежде всего огромного мастерства ручного труда индийских ткачей.

Между различными кастами ткачей было разделено и производство различных сортов тканей. Обычно, производством грубых тканей были заняты наиболее «низкие» в кастовом отношении ткачи. В Дакке ткачи принадлежали главным образом к касте танти, являвшейся одной из «высоких» каст шудр. С развитием торговли и производства тканей происходил постепенный подрыв кастовых различий.. Так, например, в Дакке представители различных каст шудр: писцов-каястхов, ювелиров, парикмахеров, продавцов бетеля и др. — начинали заниматься ткачеством. Тем не менее кастовые организации продолжали играть существенную роль в экономической и социальной деятельности ремесленников.

С развитием ткачества, вызывавшегося увеличением спроса на ткани, развивалось и прядение. Благодаря этому в районах интенсивной торговли хлопчатобумажными тканями все больше пряжи производилось на рынок, и постепенно стали образовываться группы профессиональных прядильщиц-товаропроизводителей. Они продавали пряжу ткачам или поставляли ее на сельские еженедельные рынки, а также продавали ее купцам или их агентам скупщикам-пайкарам, приезжавшим в деревни для закупки пряжи и авансирования деньгами прядильщиц. Профессиональными товаропроизводителями, в частности, в районе Дакки (Бенгалия) были также прядильщицы, которые выделывали из особого сорта высококачественного хлопка пряжу для производства тончайших даккийских муслинов. Самостоятельной профессией становилось также производство шелковой пряжи. Оно делилось на несколько операций: выращивание тутовых деревьев, выкармливание тутового шелкопряда, получение коконов, размотка коконов и получение шелка-сырца. Обычно одна крестьянская семья занималась всеми этими операциями. Со значительным увеличением и развитием производства происходило постепенное обособление отдельных профессий, особенно выделение размотчиков коконов. Так, еще в первой половине XVII века в районе Муршидабада (Бенгалия) было «множество мотальщиков — опытных мастеров, и здесь их труд на 30% дешевле, чем в других районах» 4.

В связи со значительным ростом спроса на шелковые ткани товарные отношения все глубже проникали в хозяйство крестьян, занимавшихся производством шелка-сырца. Крестьяне или сами разматывали готовые коконы, а полученный шелк-сырец продавали на рынке, а также купцам и пайкарам, или высушивали и продавали им же неразмотанные коконы. В семьях крестьян большая часть коконов перерабатывалась примитивным ручным способом в грубую шелковую пряжу, употреблявшуюся для производства грубых тканей местного потребления. Этим были заняты наиболее бедные и «низкие» в кастовом отношении слои производителей шелка. Во второй половине XVIII века шелк-сырец более высокого качества, шедший на изготовление тонких шелковых тканей, разматывался при помощи особой установки, которую уже должны были обслуживать два ремесленника: один следил за размоткой коконов, а другой наматывал шелковые нити.

Грубые сорта ткани для массового местного потребления производились в значительной мере ремесленниками, которые еще не порвали связи с земледелием. Нередко семья сельского ткача-ремесленника владела небольшим земельным участком. Но чем теснее ткач связывал свое производство с рынком, чем больше времени он тратил на удовлетворение растущего спроса, тем скорее он отдалялся от сельского хозяйства, становясь профессиональным ткачом-товаропроизводителем. Кроме того, чем более тонкие и дорогие ткани выделывал ткач, т. е. чем больше усилий и времени требовало от него ткачество, тем меньше он мог заниматься сельским хозяйством. Поэтому, в частности, производители тончайших муслинов в районе Дакки, как правило, не занимались земледелием.

Производство муслинов требовало напряженного труда не только ткача-мастера, но и всех членов его семьи (число которых достигало 8—9 человек), причем женщины и дети занимались не только прядением, но и подготовительными операциями (размотка пряжи, сучение и кручение нити, снование и т. д.), а также помогали главе семьи в белении и крашении ткани, если эти операции производил он сам. С развитием производства здесь происходила дифференциация отдельных операций и выделение профессиональных белильщиков, красильщиков, крутильщиков нити и пр. Так, например, в Бурхампуре был целый квартал, где жили крутильщики шелковой пряжи; этот квартал назывался Чамбулиапара, по имени крутильщиков чамбулиа  5.

Добыча селитры, которой в Гуджарате занимались земледельцы-мусульмане бохра, также производилась ремесленником и его семьей, и это было часто дополнительным занятием крестьян. Селитра, получаемая работниками, попадала в руки индийских купцов — посредников европейцев или банджара — странствующих торговцев, а также чиновникам падишаха, монополией которого была добыча селитры. Также семьями работали при выпарке соли.

Связь с рынком, развитие товарно-денежных отношений, охватывавших все большее и большее число ремесленников, медленно изменяя традиционные формы экономической организации ремесленного производства, создавали новые, более развитые формы.

Прежде всего развивался процесс имущественного расслоения ремесленников. Разоряясь, некоторая часть их теряла средства производства и вынуждена была идти работать по найму. Вместе с тем происходило обогащение небольшого слоя ремесленников, которые увеличивали свое производство за счет найма дополнительных работников. Этот процесс стал развиваться еще до начала деятельности европейских торговых компаний, активная торговля которых ускорила его. Вот что писал английский купец в первой половине XVII века о Харихарпуре (Орисса): «...В этом городе живут по крайней мере 3 тысячи ткачей, которые являются домовладельцами, помимо других, которые работают по найму или за плату» 6.

Кооперация труда наблюдалась при организации добычи каменной соли и строительстве кораблей. В хронике «Хуласат-ут-таварих» описывается добыча соли рабочими, которые рыли шахту и вырубали соль, получая плату за труд от хозяина разработок 7. В начале XVII века группы рабочих на строительстве кораблей в Бенгалии, по свидетельству хроники «Бахаристан-и Гаиби», возглавляли сардары, образуя нечто вроде артели 8.

В Нарасапуре (Голконда) в 70-х годах XVII века было несколько опытных подрядчиков по строительству кораблей. 

Они нанимали плотников, кузнецов и других работников, которые жили поблизости. На строительстве и ремонте одного корабля работало свыше 100 рабочих 9.

Во второй половине XVII века сравнительно высокого уровня достигла организация труда на алмазных копях Голконды. На приисках сосредоточивалось иногда до 60 тысяч рабочих. Разработка велась группами от 10 до 100, реже до 300 рабочих. Во главе приисков стояли главным образом богатые купцы, которые торговали добытыми алмазами. Землю для приисков они арендовали у шаха Голконды. Рабочим приисков платили деньгами и зерном. Разделение труда на этих приисках достигло значительного развития: шесть-семь отдельных операций осуществлялись специальными группами рабочих, которыми руководил глава прииска с несколькими помощниками 10.

В связи с значительным развитием шелкоткачества возникла необходимость увеличить производство шелка-сырца. В середине XVIII века в Саидабаде и других местах Бенгалии существовали частные шелкомотальни, где размотка шелка производилась при помощи особых установок. Во главе этих шелкомотален стояли сардары, которые в своих «домах» организовывали труд свыше 10 мотальщиков. Владельцами этих частных шелкомотален были также армянские купцы, торговавшие шелком в Бенгалии. Они располагали большими запасами шелка-сырца и конкурировали в торговле с английской Ост-Индской компанией 11.

Установку для размотки шелка (банк) обслуживали в 60-х годах XVIII века два ремесленника: один размотчик (катани) следил за размоткой коконов, находившихся в котле (гхаи) с водой, подогреваемой топкой под котлом; другой ремесленник (пакдар) поворачивал колесо, на которое наматывались шелковые нити. В частной шелкомотальне в 90-х годах XVIII века сосредоточивалось иногда свыше 30 котлов (т. е. работало иногда несколько десятков рабочих) 12. Их труд оплачивался сдельно. Кроме размотчиков, в шелкомотальнях было занято немного подсобных рабочих. 

В Багалкоте (Северный Карнатак) во второй половине XVII века существовали «дома» (houses of manufacture) или «фирмы», объединявшие местных ткачей. Судя по размерам налогообложения, объем операций в наиболее крупном доме (leading manufacturing house) в семь раз превышал объем производства обычных «фирм» 13.

Приведенные материалы позволяют предположить, что в отдельных местностях Индии к середине XVIII века в некоторых видах ремесленного производства возникала кооперация капиталистического типа.

В рассматриваемый период кооперация ремесленного производства осуществлялась также в шахских придворных мастерских, так называемых кархана. «Айн-и Акбари» свидетельствует об организации придворных ткацких, красильных, оружейных и других мастерских, где работали искусные мастера, получавшие денежную плату за свой труд. Ф. Бернье описывал существование таких мастерских во второй половине XVII в. в Дели. Различные ремесленники каждое утро приходили в «большие помещения» шахских кархана и работали там до вечера под наблюдением чиновников 14.

В середине XVIII века в Дакке, Сонаргаоне и других центрах ткачества в Бенгалии существовали особые ткацкие мастерские, производившие специально для шахского двора в Дели тончайшие муслины (малбусхас). Специальные шахские чиновники (даруга) руководили этими мастерскими и имели бесконтрольную власть над всеми, кто был им подчинен. В этих мастерских наиболее опытные ткачи были собраны, переписаны, и их ежедневно заставляли работать до тех пор, пока они не выполнят определенных заданий. Надсмотрщики контролировали качество пряжи и тканей. За плохую работу ремесленники подвергались телесным наказаниям. При денежной оплате труда ткачей часто обманывали. В государственных мастерских ремесленники подвергались строгой феодальной регламентации и контролю и были не наемными рабочими, а феодально-обязанными, принудительно собранными в эти кархана.

Труд самостоятельного ремесленника в Индии также чрезвычайно низко оплачивался. Деньги, вырученные от продажи трудоемких, требовавших высокой квалификации и мастерства изделий, едва обеспечивали ремесленнику самое скромное существование. 

«Какие бы прекрасные ткани мы ни видели в этих краях, — писал путешественник, — не надо воображать, что ремесленник там, в Индии, в почете или может чего-нибудь добиться ...хорошо, если у него есть на что жить и во что скромно одеться» 15.

Городские ремесленники, помимо простых тканей, специализировались главным образом на производстве предметов роскоши: тонких и золотошвейных тканей, дорогого оружия, инкрустированного драгоценными камнями, и т. п. Феодальные власти в городе вмешивались в вопросы ремесленного сбыта и управления, назначали глав ремесленных каст, маклеров, которые вели чисто торговые операции. В хронике конца XVI в. Абу-л Фазла «Аин-и Акбари» помещено следующее предписание начальнику города: «Пусть в каждой касте ремесленников он [начальник города] назначит одного [из них] начальником, другом маклером [даллалом], и с их ведома составляет он список покупаемого и передаваемого [ремесленниками]. Ежедневные записи пусть посылает в казну»  16. «Люди с тимарами, — писал Бернье, — губернаторы и откупщики имеют как бы неограниченную власть над крестьянами, да и немалую над ремесленниками и торговцами в городах, местечках и селах их округа» 17.

Развитие рыночного спроса на ремесленные изделия, с одной стороны, начало процесса превращения ремесленника, ранее работавшего почти исключительно на заказчика, в мелкого товаропроизводителя, с другой — привели к усилению деятельности торгового капитала и к подчинению ему ремесленников. Купцы или скупщики-посредники, приобретая ремесленную продукцию, естественно, расплачивались с ремесленниками по ценам, значительно ниже рыночных.

Наиболее простая первичная форма деятельности торгового капитала в мелких промыслах — скупка изделий у самостоятельных мелких товаропроизводителей — была распространена не только в ремесленных центрах подобно Дакке, но и в таких отдаленных горных районах, как Кашмир. Еще Ф. Бернье сообщал, что купцы из Кашмира «каждый год ходят по горам, собирая там тонкую шерсть для выделки шалей» 18.

Другая, более высокая форма подчинения торговым капиталом мелкого ремесленного производства, состоявшая в авансировании ремесленника деньгами, была развита в отдельных районах Индии еще до проникновения в страну европейцев.

При помощи денежного авансирования производилась закупка тканей, пряжи, шелка, мешковины, риса, пшеницы, сахара, опиума, селитры и других товаров.

Крупные местные торговцы обладали большими капиталами, при помощи которых они авансировали сотни ткачей. Так, например, «в руках» местного купца Казн Виранна и его помощников находились производители тканей в большом районе от Мадраса до Армагаона 19. Местный купец посредник Кхем Чанд монопольно скупал ткани у ткачей в предместье Баласора-Сохро и в других районах  20.

Местные купцы, основываясь на давно существовавших, отношениях авансирования деньгами городских и сельских ткачей, ставили их в экономическую зависимость от этих: авансов, отрезали их от рынка сбыта продукции и таким путем получали монопольное право на скупку товаров у этих «своих» ремесленников.

В ряде районов зависимость ткачей от авансов была настолько сильной, что они не могли вести свое производства без их получения.

Так, например, в Масулипатаме в 70-х годах XVII века «нельзя достать сколько-нибудь значительного количества тканей любого сорта, без того, чтобы не отдать деньги за несколько месяцев вперед» 21.

Результатом развития этой формы торгового капитала в ремесле было не только ухудшение материального положения непосредственных производителей, но появление ряда новых черт в экономических отношениях. В тех случаях, когда ремесленники теряли экономическую самостоятельность, могли существовать лишь на авансируемые им деньги купца и вести свое производство только через его посредство, т. е., когда купец определял объем производства, его время, качество продукции и т. д., происходил переход торгового капитала скупщика в промышленный путем развития различных форм капиталистической работы на дому. Эти зачатки капиталистических отношений возникали в недрах феодальной экономики Индии лишь спорадически, в отдельных пунктах и районах и только в некоторых видах ремесленного производства, прежде всего в ткачестве.

Примечания

1.  «Relations of Golkonda in the early seventeenth century», London, 1931, ,p. 63.

2. «S. Purchas. Hakluytus Posthumus or Purchas his pilgrimes», vol. Ill, Glasgow. 1905, p. 85.

3. J. Taylor, A sketch of the topography and statistics of Dacca, Calcutta, 1840, p. 174. Цит. по кн.: S. Bhattacharya, The East India Company> and the economy of Bengal from 1704 to 1740, Calcutta. 1954, p. 184.

4. W. Foster, The English factories in India, 1618—1621, Oxford, 1906, p. 230.

5. N. G. Mukerji, Monograph on the silk fabrics in Bengal, Calcutta, 1903, p. 39.

6.  [W. Bruton] «News from the East Indies, or a voyage to Bengal», —  «Hakluyt's collection of the early voyages, travels and discoveries of the English nation», vol. V, London, 1812, p. 55.

7.  J. Sarkar, The India of Aurangzib, pp. 100—101.

8.  Mirza Nathan, Baharistani-i-Ghaybi, Gauhati 1936, p. 122.

9. [P. Floris] «Peter Floris, his voyage to the East Indies in the Globe», London, 1934, p. 126.

10.  [S. Master] «The diaries of Streynsham Master 1675—1680 and other contemporary papers relating theretovol. II, London, 1911, p. 174; T. Bowrey, A geographical account of countries round the Bay of Bengal, 1669—1679, Cambridge, 1905, pp. 111—113.

11.  W. Bolts, Considerations of Indian affairs..., London, 1772, pp. 194—195.

12.  N. K. Sinha, The economic history of Bengal, from Plassey to the Permanent settlement, vol. I, Calcutta, 1956, pp. 101, 181.

13. R. D. Choksey, Economic history of the Bombay Deccan and Karnatak (1818—1868), Poona, 1945, pp. 306—307.

14. Ф. Бернье, История последних политических переворотов в государстве Великого Могола, стр. 226.

15. Там же, стр. 204

16. Абу-л Фазл (Алами), Аин-и Акбари, т. I, Калькатта, 1867—1877, стр. 284 (на перс. яз.).

17.  Ф. Бернье, История последних политических переворотов в государстве Великого Могола, стр. 200. — Тимар — форма военно-служебного землевладения в средневековой Турция. В данном контексте под владельцами тимаров Бернье подразумевал индийских феодалов — джагирдаров.

18. Там же, стр. 334.

19. Ch. Faucett, The English factories inlndia, vol.11, Oxford, 1952, p. 176.

20.  [S. Master] «The diaries of Streynsham Master 1675—1680 and other contemporary papers relating theretovol. II, London, 1911, p. 26, 87, 222.

21. Ibid., p. 114.

Цитируется по изд.: Новая история Индии. Отв. ред. К.А. Антонова, Н.М. Гольдберг, А.М. Осипов. М., 1961, с. 28-37.

Понятие: