Шиваизм (ИИ, 1979)

Наряду с вишнуизмом очень большую популярность [в Индии] приобрели шиваизм и шактизм. Шива вошел в брахманистскую литературу как двойник Рудры — ведийского божества грозы и ураганных ветров, окруженного сонмом жестоких и враждебных людям духов. Отождествление это— явление весьма позднего времени. В действительности же здесь имеет место процесс вовлечения в брахманизм местного божества, культ которого был, очевидно, связан с верованиями дравидийского населения прежде всего Центральной и Южной Индии, в то время как Нараяна-Вишну служил отражением религиозных верований населения северной части страны.

Шива, по представлениям индийцев, танцует на поляне для сожжения умерших; он натирает свое тело погребальным пеплом, на шее у него вместо гирлянды ожерелье из черепов. Когда он является в мир в образе нищего аскета, чашей для подаяния ему служит человеческий череп. Другие атрибуты также подчеркивают его страшную силу и могущество: одеждой ему служит тигровая шкура, оружием — трезубец, лук и топор. Впрочем, разрушение — только одна из двух сторон его активности. Шива не только божество аскетизма и жертвоприношений, он также и защитник людей в их обычном, повседневном существовании.

О распространении шиваизма в магадхско-маурийскую и шунгскую эпохи могут свидетельствовать данные Панини, Патанджали и записки Мегасфена. В грамматике Панини сообщается о приверженцах Шивы; Патанджали упоминает уже о статуях в честь этого бога. У Мегасфена под «индийским Дионисом» несомненно скрывается Шива. Он описывается селевкидским послом как бог, популярный среди обитателей гор (сравни эпитет Шивы «правитель гор» в индийской традиции), которые устраивают особые церемонии с барабанным боем и жертвенными действами (весьма сходно с шиваистским культом).

Изображения Шивы часто встречаются на кушанских монетах.

Постоянными спутниками Шивы выступают Ганеша и Слайда, также, по-видимому, по происхождению независимые божества. Образ Ганеши храпит в себе черты глубочайшей древности: у него человеческое туловище и голова слона, его везет огромная крыса, он связан с миром демонов и подземным царством. Включение его в шиваистский пантеон — искусственный компромисс, относящийся к более позднему времени.

Сканда — преданный сын Шивы — представлен целомудренным юношей, не знающим тайн любви и не имевшим матери (легенда возводит его рождение непосредственно к Шиве). Он царь могущественных воителей, поэтому борьба с враждебными демонами занимает в его мифологической биографии особенно значительное место; в целом же образ Сканды — один из сложнейших во всей индуистской традиции.

Вслед за усвоением мифологических образов Нараяны-Вишну и Шивы наступила эпоха восприятия брахманизмом грандиозной совокупности распространенных в Индии культов верховного женского божества. В сущности начало процессу положило уже почитание мужских божеств, вошедших в систему индуизма вместе со своими женскими ипостасями: Лакшми (супруга Вишну) и Ума, или Парвати (жена Шивы).

Ритуал индуизма существенно отличался от брахманистского. Он сложился в раннем средневековье и сохранился в ортодоксальной брахманской среде без существенных изменений до наших дней. В большинстве своем индуизм заменил древнейших богов новыми божествами общеиндуистской религиозной системы; так, Праджапати отождествлялся с Брахмой и отчасти с Нараяной.

Но были в культе и принципиально новые моменты. Старая религия не знала культовых сооружений, почти неизвестен ей был и скульптурно выполненный материальный образ божества. Индуистская религия на новой стадии проявилась прежде всего в иных формах богопочитания: храм воспринимался как «дом божества»; деятельность жрецов превратилась в постоянное оказание услуг своему «господину»; статуя олицетворяла личное присутствие бога; каждое утро ее торжественно омывали, опрыскивали благовонными жидкостями, выносили на улицы города, чтобы бог мог насладиться видом своих приверженцев, затем снова вносили в храм, где божество веселили музыкой и изысканными танцами, выполнявшимися обычно профессиональными танцовщицами.

Особое развитие получает индуистская архитектура. Храмы индийского средневековья являются значительным достижением индийского искусства.

Цитируется по изд.: К.А. Антонова, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. История Индии. Издание второе исправленное и дополненное. М., 1979, с. 136-138.

Понятие: