Ростовщичество в Могольской империи

Процесс отделения ремесла от земледелия, развитие товарного производства в ремесле и отчасти в сельском хозяйстве, а также специализация сельского хозяйства отдельных областей, определявшаяся, правда, в значительной мере географическими особенностями, создавали условия для расширения внутренней торговли.

Перевозкой некоторых громоздких грузов (соль, зерно, хлопок) занимались особые касты. Огромные обозы, нередко насчитывавшие пятнадцать-двадцать тысяч запряженных быками груженых повозок, пересекали страну из конца вконец. Однако основными артериями внутренней торговли служили крупнейшие судоходные реки Индии — Ганг и Инд. Значительного развития достигла каботажная торговля. Многие области Индии не могли полностью обеспечить себя местным продовольствием и были вынуждены прикупать его в других провинциях.

Бенгалия экспортировала рис и тростниковый сахар вверх по Гангу в Хиндустан и вниз по морю на Коромандельское побережье; сюда же прибывали корабли с рисом из Малабара; Гуджарат и Агра производили хлопок и индиго. Бихарская пшеница перевозилась по Гангу в столичную область Агра—Дели и Бенгалию; зерно поступало на рынки Гуджарата из Декана, Мальвы и Раджпутаны; пешаварский рис продавался на рынках Дели и Агры. В Мадрас морем привозили рис из Ориссы, пшеницу из Бенгалии. Постоянный торговый обмен производился между Бенгалией и Масулипатамом, куда один раз в год прибывал из Бенгалии флот небольших судов, сделанных из досок, скрепленных веревками. На этих судах привозили рис, масло, сахар, мед, воск, шелковые и хлопчатобумажные ткани, ковры и т. д. Часть этих товаров продавалась в Масулипатаме, другая направлялась на юг Индии и в другие страны.

Одновременно развивался обмен между городом и деревней. Продукция земледелия находила сбыт во многих городах страны, что свидетельствовало, в частности, о некотором развитии товарного производства в земледелии. Ф. Бернье отмечал, что в индийских городах «на одну лавку, в которой продаются красивые, тонкие ткани, шелковые материи с золотыми и серебряными полосками, тюрбаны с золотой вышивкой и другие товары, вы найдете по крайней мере двадцать пять лавок, в которых нет ничего, кроме горшков с растительным и коровьим маслом, груды корзин с рисом, ячменем, мелким горошком, пшеницей, всяким другим зерном  и овощами. Этим обыкновенно питаются не только индусы, которые никогда не употребляют мяса, но и мусульмане низшего класса, а также и значительная часть войска» 1.

Основными поставщиками продовольствия на городские рынки были банджара, скупавшие зерно и другие продукты сельского хозяйства на местном (деревенском) рынке. В отдельных случаях крестьяне деревень, расположенных поблизости от городов, сами привозили сюда для продажи свои товары. Ткани, произведенные в сельских местностях, поступали не только на деревенские базары, но порой и на городской рынок. Ткани же из городов проникали и в сельские округа. Еще португальский мореплаватель Барбоша (XVI век) писал о внутренней торговле на Малабаре: «Часто купцы заранее покупают у крестьян будущий урожай перца и имбиря в обмен на хлопчатобумажные ткани и другие товары, которые они закупают в морских портах и обменивают с большой выгодой» 2. В конце XVII — первой половине XVIII века значительная часть тканей, сделанных в городах Малда и Дакка, потреблялась на местном бенгальском рынке 3.

Однако развитию внутренней торговли мешала феодальная раздробленность, многочисленные сборы, которыми облагались перевозимые внутри страны товары. Историограф Хафи-хан упоминает, в частности, «рахдары, которые взимались при перевозе товаров через все горные проходы, границы между областями, речные переправы и приносили казне большие суммы дохода». По свидетельству того же автора, в начале правления Аурангзеба из-за недостатка дождей и из-за междоусобных войн между сыновьями Шах Джахана повысились цены на зерно. Тогда «в целях успокоения народа и облегчения его страданий» падишах отменил рахдары 4, что должно было стимулировать подвоз зерна в районы, пораженные голодом.

Рахдары, взимавшиеся с купцов и путешественников джагирдарами и заминдарами вопреки запрету Аурангзеба, были так велики, что, по словам Хафи-хана, цена «товара, купленного в мастерской [ремесленника] или в порту», после уплаты сборов удваивалась 5.

Торговля в Индии была тесно связана с ростовщичеством. Давая денежные авансы ремесленникам или крестьянам, выращивающим товарные культуры, торговцы получали за это ростовщические проценты, вычитаемые при окончательной расплате с непосредственным производителем. Широко развитое в Индии ростовщичество привело к тому, что кредитором ремесленника выступал часто не скупщик-купец, а профессиональный ростовщик. Как торговля, так и ростовщичество стали в основном традиционным занятием особых каст. Торгово-ростовщические касты имелись у всех народностей страны, однако наибольшего развития они достигли в Тамилнаде, а также в Гуджарате и Марваре (северная Раджпутана), через которые проходил знаменитый торговый путь от гуджаратских портов к могольской столице Дели.

Торговцы и ростовщики выполняли функции менял, специализировались на обмене денег, приносившем им, при разнообразии курсировавшей в стране монеты, колоссальные прибыли; многие из них занимались поставками для армий, завозили на войсковые базары продовольствие и другие необходимые товары, перепродавали награбленную в походах добычу.

Деятельность индийских ростовщиков распространялась далеко за пределы страны. Так, например, посланник Петра I Артемий Волынский, посетивший Иран в 1715—1718 годы, рассказал о деятельности там ростовщического капитала Индии; отмечая тяжелое экономическое и финансовое положение Ирана и задолженность знати ростовщикам, Волынский писал: «...деньги всего государства персидского в руках индейских» 6.

Торгово-ростовщический капитал имел значительные накопления, принимая участие в феодальной эксплуатации и закабалении крестьян. Откупная деятельность представителей торгово-ростовщических каст была не только источником их обогащения, но способствовала также и выдвижению некоторых из них на ответственные должности в феодальном административно-фискальном аппарате. В Гуджарате, Раджпутане, Хиндустане банкиры-ростовщики (шроффы 7) возглавляли налоговые ведомства в местных княжествах. Была развита и пересылка денег при помощи широко распространенной вексельной системы. Гуджаратский шрофф Анандраи Машраф в начале XVIII века был министром последнего могольского наместника Гуджарата.

Примечания

1. Ф. Бернье, История последних политических переворотов в государстве Великого Могола, М.—Л., 4936, стр. 219.

2. [D. Barbosa] «The book of Duarte Barbosa», vol. II, London, 1921, p. 56.

3. [S. Master] «The diaries of Streynsham Master 1675—1680 and other contemporary papers relating thereto», vol. I, London, 1911, p. 400; J. A. Taylor, A descriptive and historical account of the cotton manufacture: of Dacca in Bengal, London, 1851, pp. 130—131.

4.  Хафи-хан, Мунтахаб ал-любаб, стр. 88.

5.  Там же, стр. 88—89.

6. «Центральный государственный архив древних актов» (ЦГАДА), персидские дела, 1715—1718.

7.  От арабского слова «сарраф» (меняла).

Цитируется по изд.: Новая история Индии. Отв. ред. К.А. Антонова, Н.М. Гольдберг, А.М. Осипов. М., 1961, с. 38-41.