Римский клуб

РИМСКИЙ КЛУБ, международная общественная организация, созданная с целью «углублять понимание особенностей развития человечества в эпоху научно-технической революции». Основан в 1968 году, председатель — итальянский экономист А. Печчеи. Включает около ста учёных, общественных деятелей, бизнесменов из более чем 30 стран, преимущественно развитых капиталистических государств. Основные направления деятельности: обсуждение и стимулирование исследований глобальных проблем, содействие формированию мирового общественного мнения в отношении этих проблем, диалог с руководителями государств. Основные формы работы — поощрение специальных исследовательских проектов, собрания, на которых обсуждаются проекты соответствующих научных исследований, принимаются решения о публикации их результатов, и т. д. Римский клуб не финансирует проекты, а лишь рекомендует их промышленно-финансовым корпорациям Запада, для которых такие ассигнования служат рекламой.

В 1968—1981 годы при поддержке Римского клуба были проведены исследования: «Пределы роста» [«The limits to growth», 1972, под руководством Д. Медоуса (США), на основе концепции, изложенной в книге Дж. Форрестера (США) «Мировая динамика», 1971, рус. пер. 1978]; «Человечество на поворотном пункте» [«Mankind at the turning point», 1974., под руководством М. Месаровича (США) и Э. Пестеля (ФРГ)]; «Пересмотр международного порядка» [1976, под руководством Я. Тинбергена (Нидерланды), рус. пер. 1980]; «Цели человечества» [«Goals for mankind», 1977, под руководством Э. Ласло (США)]; «За пределами века расточительства» [«Beyond the age of waste», 1978, под руководством Д. Габора (Великобритания) и У. Коломбо (Италия)]; «Нет пределов обучению: сужение разрыва в уровне образования людей» [«No limits to learning: bridging the human gap», 1979. под руководством М. Малицы (Румыния), Дж. Боткина (США) и М. аль-Манджры (Марокко)], «Диалог о богатстве и благосостоянии» [«Dialogue on welth and welfare: an alternative view of world capital formation», 1980. под руководством О. Джарини (Италия)]; «Путеводители в будущее: к более эффективным обществам» [«Boad maps to the future — towards more effective societies», 1981, под руководством Б. Гаврилишина (США)], и др. Члены Римского клуба провели также несколько встреч с государственными деятелями ряда стран мира.

Доклады Римского клуба, особенно первый, вызвали сенсацию, так как авторы делали вывод: при сохранении существующих тенденций научно-технического прогресса и глобального экономического развития на протяжении 1-й половины 21 века ожидается «глобальная катастрофа». Они рекомендовали перейти к «нулевому росту», а позднее — к «органическому росту» (см. «Пределов роста» теория). Эта работа подверглась критике за игнорирование различий отдельных регионов мира и недостаточное внимание к нормативному прогнозированию, способному выявить пути решения назревающих проблем при экстраполяции наблюдаемых тенденций в будущее. Поэтому в двух последующих работах был принят региональный подход и усилены нормативные разработки, но выводы получились не намного более оптимистичными. Дальнейшие работы в основном касаются нормативных аспектов и направлены на выявление путей решения конкретных глобальных проблем. Они также вызвали полемику в среде мировой общественности и обострили борьбу течений в современной буржуазной философии, политэкономии, социологии и футурологии. Политическая программа Римского клуба носит характер либерально-буржуазного реформизма. В социальной философии его лидеров эклектически смешаны концепции неомальтузианства, неокейнсианства, технологических теорий и т. д. В своей деятельности Римский клуб ориентируется на многонациональные финансово-промышленные корпорации, интеллектуальную «элиту», научно-техническую интеллигенцию.

Исследования Римского клуба привлекли внимание к острым проблемам современности, в них поставлены назревшие вопросы глобального экономического и экологического характера. Представители Римского клуба выступают против гонки вооружений, за разрядку международной напряжённости, за преодоление наиболее хищнических черт неоколониализма, усиление помощи развивающимся странам и т. д. Однако концепции Римского клуба сводят сложные закономерности развития природы и общества к поискам «пределов» научно-технического и социального прогресса. В последних докладах Римского клуба наблюдается стремление сохранить эти концепции, делая акцент уже не на «внешние» (физические) «пределы роста», а на «внутренние» (социальные, психологические, культурные, политические и др.).

Учёные-марксисты подвергли критике работы Римского клуба за слабость теоретико-методологической базы исследований *, их апологетический в ряде случаев характер, игнорирование необходимости коренных социальных преобразований для эффективного решения глобальных проблем.

И. В. Бестужев-Лада.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

Федоров Ю., Римский клуб: поиски бурж. реформизма, «Мировая экономика и междунар. отношения», 1977, № 12; Араб-Оглы Э. А., Демографич. и экологич. прогнозы. Критика совр. бурж. концепций, М., 1978; Бестужев-Лада И. В., Кризис бурж. концепций будущего человечества, M., 1979); Πеччеи А., Человеч. качества, пер. с англ., М., 1980; Лейбин В. М., «Модели мира» и образ человека (критич. анализ идей Римского клуба), М., 1982.

Примечания «ПК»

* — «…за слабость теоретико-методологической базы исследований…» — Думается, бессмысленное занятие — критиковать Римский клуб в методологической слабости, то есть обвинять исполнителей воли этого глобального института, то есть тех, кто лишь слегка маскирует исследовательской формой заранее согласованную с заказчиком идеологию, которая в принципе не может быть доказана никакими исследованиями, однако необходима глобальным институтам и связанным с ними корпорациям для укрепления своих позиций в мире и для ослабления сопротивления национальных государств, для понижения их сопротивляемости на несколько порядков. Конечным следствием такой идеологии является физическое исчезновение большинства населения Земли — освобождение планеты для ста миллионов тех, кто почему-то считает себя избранными. Судя по описанию Римского клуба, данному в словаре 1983 года издания, его авторы в то время слабо представляли себе суть и цели деятельности этого «клуба», или сделали вид, что не понимают. Их критика сводится к признанию, что в работе Римского клуба имеет место «игнорирование различий отдельных регионов». Ни выводов, ни оценки этой «мелочи» авторами не дано. На деле же эта «мелочь» означает требование свёртывать промышленное производства тем, кто его еще не успел создать и развить. Практически, как сказано выше, это попросту требование исчезнуть с карты мира.

Понятие: