Бог (Ильичёв, 1983)

БОГ, в религиозных представлениях высшее сверхъестественное существо, верховный предмет религиозного культа. Представление о Боге как о личном и сверхприродном является определяющим признаком теизма. В противоположность этому в пантеизме Бог выступает как безличная сила, присущая природе, а подчас и тождественная ей. В деизме Бог представляется первопричиной, создателем мира, но этот мир развивается далее по своим естественным законам. В дуалистической древнеиранской религии маздеизма образу светлого Бога — Ахурамазды — противостоит фигура тёмного и злого божества — Анхра-Майнью. В религиях Древнего Китая, Кореи, Японии, Индии, Древнего Востока и других политеистических религиях фигурирует сонм богов, один из которых обычно выступает как главный, наиболее могущественный, например, Зевс у древних греков. В индуизме и некоторых других религиях нет такого ярко выраженного возвышения одного Бога над другими: наряду с «великими» богами здесь нередко почитаются и второстепенные, низшие боги, неотличимые от местных духов, гениев, демонов. В монотеистических религиях вера в единого и всемогущего бога — главный религиозный догмат.

Образы богов прошли длительный путь развития, отражая историческую эволюцию почитающих их народов. В ранних формах религии ещё нет веры в богов, а есть поклонение неодушевлённым предметам (см. Фетишизм), вера в духов, демонов (см. Анимизм) и т. п. С разложением первобытнообщинного строя, с развитием племенных объединений возникает образ племенного бога. Это прежде всего бог-воитель, предводитель своего племени в борьбе с другими племенами и их богами, например, Ашшур у ассирийцев, Яхве у древнееврейского племенного союза Израиль. У многих оседлых народов при образовании городов-государств эти боги превращались в богов-покровителей города: Энлиль — бог Ниппура, Мардук — Вавилона и др. у древних шумерийцев и вавилонян; бог нома Гор — Эдфу, Пта — Мемфиса, Амон — Фив и др. у египтян; Афина Паллада — богиня Афин, Гера — Микен, Асклепий — бог Эпидавраи др. у греков. С объединением нескольких племён или городов вокруг наиболее сильного племени или города-государства Бог последнего становился общегосударственным Богом, возвышаясь над другими племенными богами. Так, Мардук стал государственным Богом Вавилонии, в Египте место главного Бога попеременно занимали Гор, Пта, Амон, Ра. Боги покорённых племён и городов занимали подчинённое место в политеистическом пантеоне.

У древних евреев Яхве, первоначально племенной и местный Бог, с объединением древнееврейских племён и созданием Иудейского государства был переосмыслен как единый Бог-творец и вседержитель. Этот образ был воспринят и трансформирован в христианстве и исламе, при этом в христианстве единый Бог имеет три лица (ипостаси): Бог-Отец (творец всего сущего), Бог-Сын (логос, воплотившийся в Иисусе Христе) и Бог-Дух святой («животворящее» начало). Религия раннего буддизма отрицала культ богов, однако в дальнейшем сам Будда стал Богом, а наряду с ним буддизм включил в себя и много других богов.

С завершением исторического процесса формирования основной монотеистической религий возникает религиозно-философское учение о Боге (см. Теология). Бог стал теперь не только главным предметом веры и культа, но и понятием идеалистической философии. Выдвигались специальные доказательства бытия Бога: космологическое (раз существует следствие — мир, космос, должно быть и движущее его начало, конечная основа всех вещей; Аристотель, затем Лейбниц, Вольф и др.); телеологическое (целесообразность в природе как свидетельство бытия её разумного устроителя; Сократ, Платон, стоицизм, Цицерон и др.); онтологическое (само представление о Боге как совершенном существе предполагает его существование; Августин и Ансельм Кентерберийский). С опровержением этих трёх основных доказательств выступил Кант, утверждавший невозможность какого-либо теоретического обоснования бытия Бога, но выдвинувший новое нравственное обоснование, рассматривая Бога как необходимый постулат практического разума.

В современной буржуазной философии обращение к идее Бога происходит либо на почве послекантовского иррационализма, либо на основе реставрации архаических философских систем прошлого — древнеиндийской или средневековой метафизики (неотомизм, теософия и др.), причём обе тенденции нередко перекрещиваются.

Представления о богах в их различной форме неоднократно подвергались критике атеистами и просветителями древности и нового времени, в особенности — французскими материалистами 18 века и Фейербахом (см. Атеизм). Марксизм, показав социальную обусловленность образования ложных форм сознания, связывает будущее исчезновение различных иррациональных представлений, в том числе представлений о Боге, с устранением социальных антагонизмов и построением бесклассового коммунистического общества.

С. А. Токарев.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

Mapкс К., К критике гегелевской философии права. Ведение, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1; Ленин В. И., Социализм и религия, ПСС, т. 12; Токарев С. А., Религия в истории народов мира, M., 19763; Schmidt W., Der Ursprung der Gottesidee, Bd l—12, Münster, 1912—55; Jасobi H., Die Entwicklung der Gottesidee bei den Indern und deren Beweise für das Dasein Gottes, Bonn — Lpz., 1923; Söderblorn N., Das Werden des Gottesglaubens, Lpz., 1926Z; Bertholet A., Götterspaltung und Göttervereinigung, Tüb., 1933; Dumgгil G., Les dieux des indo-euro-piens, P., 1952; Glasenapp H. v., Buddhismus und Gottesidee, Mainz, 1954; Schulz W., Der Gott der neuzeitlichen Metaphysik, B., 1957; Die Religion in Geschichte und Gegenwart, Bd 2, Tüb., 19583, S. 1701 — 1809; см. также лит. к ст. Атеизм.

Понятие: