Миссионерство в России

МИССИОНЕРСТВО. Миссионерство в России было тесно связано с насильственной христианизацией нерусских народностей, борьбой с расколом (старообрядчеством) и сектантством, монастырской колонизацией. Уже в 14 веке Стефан Пермский распространял христианство среди зырян (коми). С присоединением Казанского и Астраханского ханств (16 век) и созданием здесь монастырей усилилась миссионерская деятельность среди местного населения Поволжья, а в 18 - 1-й половине 19 веков - среди народов Сибири и Кавказа. Этим целям содействовали Астраханская, Тобольская, Иркутская и другие миссии, а на Северном Кавказе Осетинская комиссия (в 1860 году реорганизована в Общество восстановления православного христианства на Кавказе). В 1870 году в Москве было основано Православное миссионерское общество, которое объединило различные сибирские миссии. Обращением в православие татарского населения занималось с 1867 года церковное братство святого Гурия в Казани. Пропаганду среди католиков в западных губерниях России в конце 19 века вели 159 церковных братств. Миссионерство вне России осуществляли миссии: китайская (с 1714), японская (с 1862), корейская (с 1897), североамериканская и алеутская, превращенная в 1912 году в американскую епархию; на Ближнем Востоке - миссии в Палестине (с 1847 года) и в Иране - Урмийская (с 1897 года). Руководство миссионерством осуществлялось Синодом, который разрабатывал уставы миссионерских обществ, проводил всероссийские (с 1897 по 1917 годы было созвано 5 съездов) и местные миссионерские съезды и т. п. Являясь одной из форм колониальной русификаторской политики царизма, миссионерство поддерживалось полицейско-административными мерами, вплоть до высылки в Сибирь лиц, упорствовавших в своих национальных верованиях, а также отклонившихся от официального православия - сектантов и старообрядцев.

В. И. Корецкий. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.