Сейм

СЕЙМ (чешский snem, польский seim, литовский saimas) - сословно-представительное учреждение в сословных феодальных монархиях Польши и Литвы (и в объединенном Польско-Литовском государстве), в Чехии 13-14 веках - начале 20 века, а также в Финляндии в 1809-1906 годы; нижняя палата парламента буржуазной Польши (по конституции 1921 года) и парламентов Финляндии в 1906-1917 годы, буржуазной Литвы в 1922-1940 годы (по конституции 1922 года) и буржуазной Латвии в 1922-1934 годы (по конституции 1922 года); высший орган государственной власти и законодательный орган ПНР.

В русском словоупотреблении сеймом часто называют сословно-представительные учреждения средневековой «Священной Римской империи» (рейхстаг или имперский сейм), а также Венгрии, Хорватии (собор), а иногда - буржуазные парламенты последних.

В Чехии Сейм возник в 13-14 веках как сословно-представительное собрание. Созывался королем для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Состоял из наиболее крупных феодалов, иногда на Сейм приглашались также рыцари и представители городов, изредка духовные магнаты. В условиях ослабления королевской власти при Яне Люксембурге (1310-1346) Сейм стал орудием панской олигархии и фактически осуществлял власть в стране. Карл I (1346-1378) предоставил Сейму право избрания нового короля в случае прекращения династии. В период окончательного оформления (с 40-х годов 15 века) Сейм состоял из трех сословий - панского, рыцарского и королевских городов. Духовенство в Сейме не участвовало. Крупные магнаты являлись на Сейм лично, рыцари и города посылали своих представителей. Представительство городов в Сейме неоднократно оспаривалось, окончательно было закреплено Сватовацлавским договором 1517 года. Вплоть до 1620 года значение Сейм в Чехии непрерывно росло. Сейм неоднократно находился в оппозиции к абсолютистским тенденциям Габсбургов. В 1627 году так называемое Обновленное земельное уложение свело на нет политическое значение Сейма, который отныне мог собираться лишь по воле короля и только для обсуждения им предложенных вопросов. В компетенцию Сейма входило ежегодное формальное утверждение суммы налога. В Сейм было введено четвертое сословие - католические прелаты. Во время революции 1848 года в Чехии прежняя система сословного Сейма была упразднена. Сейм, учрежденный в Чехии согласно Октябрьскому диплому 1860 года и Февральскому патенту 1861 года, был снова сословным и совещательным органом. Избирательный закон обеспечивал преобладание в Сейме дворянства, прогабсбургских элементов. Сейм прекратил существование в 1918 году после образования Чехословацкой буржуазной республики.

В Польше Сейм сложился в 15 веке на основе непериодических съездов шляхты как двухпалатное учреждение господствующего класса. Первоначальное преобладание в Сейме верхней палаты - сената, сменилось в 16 веке переходом решающей роли к палате депутатов (посольской избе), избранных шляхтой на сеймиках. Принятый в Сейме принцип единогласия, доведенный до права одного депутата своим несогласием (либерум вето) сорвать всю работу Сейма, привел в 18 веке к длительному параличу деятельности Сейма. Обычные (ординарные) Сеймы созывались раз в 2 года на 6 недель, экстраординарные - по инициативе короля - на 2 недели. Со времени Люблинской унии 1569 года Сейм, состоявшие из представителей Польши и Литвы, созывались попеременно в Варшаве (2 раза) и Гродно (Великое княжество Литовское). Помимо обычных Сеймов, во время «бескоролевья» (1572-1573) созывались конвокационный сейм, элекционный (выборный), участие в котором мог принять каждый шляхтич, и коронационный (в Кракове) Сейм.

В Варшавском герцогстве в 1807-1812 годов Сейм состоял из двух палат: сената, назначаемого князем, и посольской избы (60 послов от шляхты и 40 - от гмин). Сейм собирался раз в 2 года и не имел законодательной инициативы. В Королевстве Польском в 1815-1831 годов Сейм делил законодательную власть с королем. Сенат назначался королем, в посольскую избу избирался 71 посол от шляхты и 51 - от городских гмин. Избирательными правами пользовались шляхта, священники, учителя и лица, владевшие имуществом в 10 тысяч злотых. В буржуазной Польше по конституции 1921 года Сейм - законодательный орган; был двухпалатным органом; равным избирательным правом пользовались все мужчины (за исключением военнослужащих) и женщины. После военного переворота Пилсудского в 1926 году роль Сейма всемерно ограничивалась, конституционные права Сейма и депутатов нарушались. Решительно права Сейма были ограничены антидемократической конституцией 1935 года, а связанный с нею избирательный закон исключал возможность появления в Сейме представителей оппозиционных партий.

В ПНР на основе результатов референдума 30 июня 1946 года и по конституции 1952 года Сейм - однопалатный законодательный орган, избираемый на 4 года всеми совершеннолетними гражданами на основе последовательно демократического закона.

В Литве Сейм впервые собрался как орган крупных феодалов в 1492 году для выбора великого князя Александра. В 16 веке в работе Сейма стали принимать участие средние феодалы, а затем шляхта. Сословный состав Сейма был конституирован вторым Литовским статутом (1566). После Люблинской унии 1569 года отдельный литовский Сейм прекратил свое существование.

В Финляндии Сейм формально был учрежден Боргоским сеймом 1809 года как четырехпалатный сословно-представительный орган Великого княжества Финляндского, входившего на правах автономии в состав Российской империи, но до 1863 года не созывался. По сеймовому уставу 1869 года (дополнен в 1886 году) вводилась периодичность созывов Сейма (5 лет, с 1882 года - 3 года). В 1886 году Сейм получил право составлять проекты законов и представлять их на рассмотрение русского императора. Февральским манифестом 1899 года (приостановлен действием в 1905 году) русский император присвоил себе право издавать для Финляндии законы без согласия Сейма. Под натиском революционных событий, развернувшихся в ходе русской революции 1905-1907 годов) царь вынужден был в октябре 1905 года издать манифест о замене сословно-представительного Сейма однопалатным парламентом (ставшим буржуазным по своему характеру), а в октябре 1906 года утвердить принятые финляндским Сеймом 20 июля 1906 года закон о новом сеймовом уставе и избирательный закон, предусматривавшие введение однопалатного парламента, избираемого на основе всеобщего равного избирательного права всеми гражданами с 24-летнего возраста (включая женщин). В независимом финляндском государстве парламент известен под названием эдускунта.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ - СЛАВЯНЕ. 1969.

Литература:

Ralacký F., Dejiny národu ceského v Cechách a v Morave, dl 1-6, Prana, 1939; Kamenícek F., Jednání snemovní a verejná v markrabství Moravskem od r. 1400-1527, Praha, 1891; его же, Zemské snemy a sjezdy moravské, dl 1-3, Brno, 1900; Vanecek V., Malé dejiny státu a práva v Ceskoslovensku, Praha, 1947; Kutczeba S., Historia ustorju Polski w zarysie, t. 1-4, Lw., 1905-20; Burda A., Polskie prawo panstwowe, W., 1965.

Понятие: