Миссионерство

МИССИОНЕРСТВО (от лат. missio - посылка, поручение) - форма деятельности религиозных организаций и церквей, официально направленная на обращение инаковерующих; в действительности ставит более широкие задачи, содействуя осуществлению политических целей классов или социальных групп (чаще всего - правящей верхушки), на службе у которых миссионеры фактически находятся. Наиболее широко развернули миссионерскую деятельность первоначально последователи буддизма, а позднее - христианскую церковь. В 3 веке до н. э. древнеиндийский царь Ашока посылал буддийских миссионеров в Бирму, Цейлон, Непал. С тех пор буддийское миссионерство (осуществлявшееся нередко странствующими монахами) получило значительное распространение. Христианские миссионеры, после распространения христианства по всей Римской империи и признания его императором Константином (313), по существу, служили делу укрепления внешнеполитических и стратегических позиций империи, обращая в христианство окружающие империю варварские племена. После распада Римской империи (395) христианское миссионерство стало средством распространения политического влияния и экспансии папства, а также Византии и ряда феодальных монархий Европы; насаждение христианства в католической форме было идеологическим прикрытием немецкого феодально-колониального наступления на Восток (см. "Дранг нах Остен"). Миссионеры участвовали в крестовых походах (1096-1279), в ходе которых они помогали осуществлению политических и торговых целей западноевропейских феодалов и католической церкви. Миссионерство заняло важное место в деятельности религиозных орденов (францисканцев, доминиканцев, иезуитов и др.). Их проникновение в Китай относится к концу 13 - началу 14 веков, в Индию - к 15 веку, в Японию - к 16 веку. Широкую миссионерскую деятельность вела русская православная церковь (см. ниже Миссионерство в России).

После великих географических открытий и создания испанской и португальской колониальных империй (15-16 века) расширилось поле миссионерской деятельности католической церкви, активно помогавшей колонизаторам "осваивать" новые земли, особенно в Латинской Америке. Испанские и португальские короли предоставляли миссионерам всевозможные привилегии, направляли и контролировали их деятельность, которая сопровождалась массовым истреблением местного населения и уничтожением памятников его культуры. В 1622 году папа Григорий XV учредил Конгрегацию пропаганды веры при Ватикане для руководства католическим миссионерством. Позже в ряде стран для содействия миссионерской деятельности были созданы католические миссионерские общества.

В 17-18 веках, в связи с вступлением на путь колониальной политики Нидерландов и Англии, стали расширять сферу миссионерской деятельности протестантские церкви этих стран. К концу 18 века были учреждены многочисленные протестантские миссионерские общества. В начале 19 века возникают миссионерские организации в США.

В последней трети 19 века началась новая активизация миссионерской деятельности, связанная с борьбой колониальных держав за раздел мира. Широко развернулась в это время деятельность миссионеров в Африке (впервые появившихся здесь еще в эпоху крестовых походов). Обострявшаяся в Африке (например, в Буганде) борьба миссионеров-протестантов и католиков стала частью борьбы за колониальный раздел "Черного континента". Колонизаторы передали миссионерам школьное дело в колониях. Просветительская деятельность миссионеров сводилась к сообщению учащимся (составлявшим ничтожную часть населения колоний) элементов начальной грамотности и воспитанию их в духе преклонения перед "ниспосланными богом" колонизаторами. Поддерживаемые колониальной администрацией, субсидируемые правительственными органами и капиталистическими монополиями, миссионерские учреждения стали владельцами крупных капиталов и земельных богатств. После 2-й мировой войны, когда перед народами Африки, завоевавшими политическую независимость, открылись перспективы перехода на некапиталистический путь развития, большое место в деятельности миссионеров заняла антикоммунистической пропаганда. Миссионерство стало активным проводником политики неоколониализма.

Крах колониальной системы, образование после окончания 2-й мировой войны независимых государств в Азии и Африке привели к кризису христианского миссионерства. Многолетние связи с колонизаторами дискредитировали христианское миссионерство и способствовали росту антимиссионерских движений. Христианские миссионеры нередко высылаются из освободившихся стран за проимпериалистическую пропаганду и подрывную деятельность.

В Африке враждебное отношение населения к христианским миссионерам создает благоприятные условия для активизации организованных там после 2-й мировой войны центров мусульманской пропаганды ("Исламский конгресс" в Каире, основан в 1957 году, и др.).

В целях приспособления миссионерской деятельности к новым условиям католическая церковь приступила к пересмотру своих методов. Энцикликами пап Пия XII "Fidei Donum" (1957) и Иоанна XXIII "Princeps Pastorum" (1959), а также решениями 2-го ватиканского Вселенского церковного собора (1962-1965) предусматривается создание в более широких масштабах церковной иерархии из местных жителей, включение в христианский культ местных религиозных обрядов, культовых танцев, музыки, широкое использование радио и телевидения для миссионерской пропаганды и осуществление ряда других мероприятий. В 1960 году Иоанн XXIII возвел в кардиналы негритянского епископа из Танганьики; в 1965 году Павел VI возвел в кардиналы епископа - уроженца Верхней Вольты; еще раньше, в 1953 году, Пий XII возвел в кардинальское достоинство индийского епископа.

В связи с ростом в современных буржуазных странах атеизма и индифферентного отношения к религии, церкви (католическая и протестантская) стали создавать различные учреждения для "внутренней миссии" с целью возвращения в лоно церкви отошедших от нее христиан. Одна из форм "внутренней миссии" - созданный во Франции во время 2-й мировой войны институт священников-рабочих, а также создаваемые во все большем числе учреждения так называемого светского апостолата, ставящие своей целью вовлечение мирян в активную церковную деятельность.

М. М. Шейнман. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.