Пуритане

ПУРИТАНЕ (англ. puritans, от лат. puritas - чистота) - наименование во 2-й половине 16 - 1-й половине 17 веков протестантов-кальвинистов, недовольных половинчатой реформацией, проведенной в Англии в форме англиканства (см. Англиканская церковь), и требовавших доведения реформации до конца. В качестве более или менее обширного слоя населения (главным образом в среде людей так называемого среднего состояния) пуритане выступили в последней трети 16 века, когда окончательно рухнули надежды на завершение реформации королевой Елизаветой. Особенно многочисленны пуритане были в графствах Восточной и Северо-Восточной Англии, где были живы традиции лоллардизма (см. Лолларды). Поскольку организационная и обрядовая стороны англиканства были менее всего затронуты реформацией, пуритане именно на них сосредоточили основное внимание. Они требовали уничтожения епископата, замены его выборными старейшинами (пресвитерами), удаления из церкви украшений, замены мессы проповедью, упрощения одних и уничтожения других церковных обрядов (т. е. создания «дешевой» и удобной церкви для восходящего буржуазного общества). Это являлось основным стержнем пуританских требований в церковных делах. Им соответствовала и «мирская этика» пуритан: скопидомство, расчетливость, трудолюбие, поклонение богатству и презрение к бедным. Их отличало бесстрашие, упорство в достижении целей, религиозный фанатизм, уверенность в своей «предызбранности» и «непогрешимости». С 80-90-х годов и особенно с начала 17 века на пуритан обрушились правительственные репрессии, многие из них бежали на континент (в Нидерланды) или за океан - в Северную Америку. По мере углубления кризиса феодально-абсолютистского режима в Англии в первой половины 17 века социальный облик пуритан и религиозно-политические убеждения их усложнились. Пуритане появились в большом числе как среди джентри, так и в среде народных низов. Пуританами все чаще именовали всех противников королевского произвола. Пуританизм стал выражением политической оппозиции абсолютизму (англиканская церковь была его опорой), идеологическим знаменем Английской буржуазной революции 17 века (получившей в буржуазной историографии определение «пуританской»). Сложность социально-политического состава и религиозных воззрений пуритан (в среде которых уже к начале 17 века отчетливо определились два основных течения - пресвитериане и индепенденты) предопределила острую борьбу внутри «пуританского» парламентского лагеря в ходе революции.

Большую роль сыграли пуритане в английских колониях в Северной Америке, где пуританские колонии Новой Англии (1-я - в Нью-Плимуте, основан в 1620 году «отцами-пилигримами») стали очагами построения новых, буржуазных форм общества. Оплотом пуритан стал Массачусетс, который переселившиеся сюда английские пуритане стремились превратить в образцовую «библейскую общину», установив олигархическую форму правления, режим нетерпимости ко всякому инакомыслию, суровой регламентации быта, морали и т. д.

Широта и неопределенность термина «пуритане» вызвали разные точки зрения при попытке более точного определения религиозной принадлежности пуритан. Хотя в основном общепризнанным является, что основу пуританизма составлял кальвинизм, однако есть мнение, что английские пуритане, эмигрировавшие в Америку, составляли в большей степени анабаптистский, а не кальвинистский элемент (Э. Трёльч).

М. А. Барг. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ - РЕНУВЕН. 1968.

Литература:

Англ. бурж. революция XVII в., т. 1-2, M., 1954 (приведена осн. лит. до 1954); Штокмар В. В., Пуританское движение 70-80 гг. XVI в. в Англии, "Уч. зап. ЛГУ, серия ист. наук", 1956, в. 21, No 192; Самойло А. С., Англ. колонии в Сев. Америке в XVII в., М., 1963 (гл. 3); Troeltsch E., Gesammelte Schriften, Bd 1-4, Tübingen, 1912-25; Eusden J. D., Puritans, lawyers and politics in early seventeenth century England, New Haven, 1958; Haller W. Liberty and reformation in the puritan revolution, N. Y.-L., (1963).

Понятие: