Особые совещания (СИЭ, 1967)

«ОСОБЫЕ СОВЕЩАНИЯ» в России в годы Первой мировой войны - государственные учреждения, созданные для руководства экономической жизнью страны: 1) «Особые совещания» для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства; 2) «Особые совещания» для обсуждения и объединения мероприятий по обеспечению топливом путей сообщения, государственных и общественных учреждений и предприятий, работающих для целей государственной обороны; 3) «Особые совещания» для обсуждения и объединения мероприятий по перевозке топлива и продовольствия, военных грузов; 4) «Особые совещания» для обсуждения и объединения мероприятий по продовольственному делу. Предшественником их было «Особое совещание» по усилению снабжений действующей армии главнейшими видами боевого довольствия, созданное (май 1915 года) в условиях острой нехватки вооружения. Положения о совещаниях (утверждены царем 17 августа 1915 года) отмечали, что каждое «Особое совещание» - «высшее государственное установление», и «никакое правительственное место или лицо не дают особому совещанию предписаний и не могут требовать от него отчета». В то же время «Особые совещания» имели право требовать содействия всех общественных и правительственных организаций, они могли устанавливать предельные цены, срок и очередность исполнения заказов, налагать секвестр и реквизиции, собирать сведения о работе предприятий, устранять от службы членов их правлений, директоров и т. д. Будучи составной частью российского государственно-монополистического капитализма, система «Особых совещаний» включала как государственно-монополистические органы по регулированию отдельных отраслей народного хозяйства (Металлургический комитет 1915-1917 годов, Центральное бюро по закупкам сахара и др.), так и различные военно-бюрократические органы. Членами «Особых совещаний» были представители ведомств, Государственной думы, Государственного совета и буржуазных общественных организаций. На заседания приглашались представители монополий, получавших на военных заказах крупные прибыли. Члены «Особых совещаний» имели совещательный голос; решения принимались только председателями совещаний (ими были соответственно министры: военный, торговли и промышленности, путей сообщения, земледелия). Широкое вмешательство «Особых совещаний» в экономику страны осуществлялось посредством их рабочих органов: управлений делами, особоуполномоченных председателей совещаний, отраслевых комситетов, подготовительных комиссий и т. д.

Центральное место среди совещаний занимало «Особое совещание» по обороне, которое осуществляло контроль и финансирование свыше 5 тысяч предприятий, изготовлявших предметы боевого снабжения, распределяло между ними военные заказы, занималось вопросами регулирования производства и снабжения русской армии и промышленности из-за границы через Англо-русский и Русско-американский комитеты.

«Особое совещание» по топливу, выделив из своей среды угольную, нефтяную, дровяную и торфяную секции, организовав Распорядительный комитет, устанавливало предельные цены на топливо, заготовляло и регулировало поступление топлива потребителям. В августе 1917 года была введена монополия на уголь Донбасса.

«Особое совещание» по перевозкам регулировало движение грузов по железным дорогам и водным путям, ведало строительством новых и расширением старых железных дорог, распоряжалось подвижным составом и складами вне театра военных действий.

«Особое совещание» по продовольствию устанавливало предельные цены на продовольствие и распределяло его, следило за соблюдением такс, выясняло запасы и потребности в продовольствии. К концу 1916 года при совещании существовало свыше 14 комиссий (по борьбе с дороговизной, Центральное бюро по мукомолью и др.).

Деятельность «Особых совещаний» не могла предотвратить нараставший в стране экономический кризис, ибо регулирование военного производства шло за счет всего народного хозяйства, в интересах финансовой олигархии. Временное правительство сохранило «Особые совещания». (9(22) марта было ликвидировано «Особое совещание» по продовольствию, функции которого перешли к Общегосударственному продовольственному комитету). После победы Октябрьской революции Советская власть, реформировав «Особое совещание» по обороне, использовала его для финансирования и демобилизации промышленности; технические кадры и учетно-регистрационный аппарат совещания и органов по непосредственному регулированию отраслей народного хозяйства были использованы в строительстве центральных и местных органов Высшего совета народного хозяйства и Военно-хозяйственного совета Наркомата по военным делам. «Особое совещание» по топливу со всеми своими органами было 30 декабря 1917 года (12 января 1918 года) передано в ведение отдела по топливу ВСНХ.

С. А. Сомов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.

Литература:

Особые совещания и к-ты воен. времени. Свод законов..., П., 1917; Букшпан Я. М., Воен.-хоз. политика, М.-Л., 1929; Сидоров А. Л., Борьба с кризисом вооружения рус. армии в 1915-1916 гг., "ИЖ", 1944, No 10-11; его же, Ж.-д. транспорт в Первой мировой войне, "ИЗ", т. 26, М., 1948; его же, К истории топливного кризиса в России в годы Первой мировой войны (1914-1917), "ИЗ", т. 59, М., 1957; его же, Финансовое положение России в годы Первой мировой войны (1914-1917), М., 1960; Тарковский К. Н., Формирование гос.-монополистич. капитализма в России в годы 1-й мировой войны (на примере металлургич. пром-сти), М., 1958. См. также лит. к статье Государственно-монополистический капитализм.