Инглинги

Инглинги (Ynglingar, букв. «Родичи Ингви») — легендарные конунги, упомянутые в сагах, хрониках и поэзии скальдов. В Средние века и раннее Новое время считались древнейшими правителями Швеции и предками норвежских королей. Важнейший источник — «Сага об Инглингах», входящая в «Круг земной» Снорри Стурлусона — опирается на поэтический «Перечень Инглингов», приписываемый скальду Тьодольву (конец IX — начало X века) и цитирует этот текст. Автор саги использовал и другие источники, в том числе устные предания. По саге, Один был правителем асов — народа, жившего к востоку от Дона. Асы враждовали с ванами, обитавшими у устья Дона. Ваны помирились с асами и дали заложников — Ньёрда и Фрейра, которых Один сделал жрецами. Один предвидел: его потомки будут населять окраину мира. Он достиг Швеции, поселился на берегу озера Меларен и стал там править. После Одина шведами правил Ньёрд. Потом правителем стал Фрейр; он сделал столицей Уппсалу и создал Уппсальский удел — владения шведских королей. У Фрейра имелось другое имя — Ингви: отсюда название рода. При Ньёрде и Ингви-Фрейре царили благоденствие и мир, которые сохранились при сыне Ингви-Фрейра — Фьёльнире.

Сын Фьёльнира — конунг Свейгдир странствовал в поисках Жилища Богов; коварный карлик завлек Свейгдира в камень, который поглотил конунга. В саге упомянуты еще несколько конунгов, в том числе Даг (отправился в поход, чтобы отомстить за смерть воробья); Альрек и Эйрик (убили друг друга удилами); Эгиль (воевал с рабом; его забодал бык); Энунд (расчищал лес и прокладывал дороги); Ингъяльд (убил других конунгов и подчинил их владения).

Ингъяльд покончил с собой, окруженный врагами; с его смертью прекратилось владычество Инглингов в Уппсальской державе. Сын Ингъяльда Олав Лесоруб поселился в области Вермланд на западе Швеции; его потомки подчинили ряд норвежских областей. Один из потомков — Харальд Прекрасноволосый (Харальд Харфагр), согласно сагам, объединил Норвегию и основал норвежскую королевскую династию. Об Инглингах рассказывается также в хронике «Historia Norvegiae», созданной в XII или XIII веках. Сведения изложены там значительно короче, чем «Саге об Инглингах» и отличаются в деталях. Краткий перечень Инглингов приведен в «Книге об исландцах» Ари Мудрого (XII век).

В позднее Средневековье, благодаря анонимным хроникам (так называемая Прозаическая хроника; как называемая Малая рифмованная хроника) возникла шведская традиция об Инглингах. Источником послужила «Historia Norvegiae», сведения которой подверглись искажению. Так, по шведским хроникам, Даг отправился в поход, чтобы заставить датчан платить дань, а не затем, чтобы отомстить за воробья.

Некоторые особенности шведских текстов об Инглингах обусловлены ошибками. Например, употребленное в «Historia Norvegiae» латинское слово «nanum» («карлика») было принято за «manum» («руку»), и рассказ о том, как карлик заманил конунга в камень, стал выглядеть так: конунг ударил по камню с такой силой, что рука вошла в камень.

Во 2-й половине XV века сведения об Инглингах (с опорой на шведские хроники и на «Historia Norvegiae») привел шведский хронист Эрикус Олаи; в XVI веке об Инглингах рассказал в «Шведской хронике» реформатор и историк Олаус Петри.

Уже древние хронисты — автор «Historia Norvegiae», Эрикус Олаи, Олаус Петри указывали на неправдоподобность некоторых сообщений об Инглингах. Тем не менее, до XIX века считалось, что рассказы об Инглингах во многом правдивы. В настоящее время принято мнение, что данные о первых Инглингах (от Ньёрда до Дага) вымышлены, и лишь повествования о последующих конунгах имеют историческую основу. 

В современной науке тексты об Инглингах используются для изучения мифологии и менталитета, для сравнительного анализа письменных памятников, для сопоставления с археологическими и топонимическими данными и для лингвистических исследований. Предметом изучения является также историографическая традиция об Инглингах и использование сведений о них в политической мысли—в том числе в пропаганде идеи единства скандинавских народов.

А. Д. Щеглов.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 7. М., 2018, с. 26-27.

Источники:

Снорри Стурлусон. Сага об Инглингах / Пер., комм. С. Д. Ковалевского // Средние века. М., 1973. Вып. 36; Его же. Круг Земной. М., 1995; Олаус Петри Шведская хроника / Пер. А. Д. Щеглова. М., 2012; Scriptores rerum svecicarum medii aevi. Uppsala, 1818-1828. Bd. I—II; Snorri Sturluson. Heimskringla. Uppsala, 1870; Ericus Olai. Chronica regni gothorum. Stockholm, 1993; Historia Norwegie. Kobenhavn, 2003.

Литература:

Гуревич А. Я. История и сага. М., 1972; Ковалевский С. Д. Образование классового общества и государства в Швеции. М., 1977; Akerlund W. Studier over Ynglingatal. Lund, 1939; Beyschlag S. Konunga sogur. Kobenhavn, 1950; Krag C. Ynglingatal og Ynglingasaga. Oslo, 1991; Melnikova E. A. The incorporation of oral historical tradition in the early history writing // Sagas and societies. Tubingen, 2003; Munch P. Om kilderne til Sveriges historie i den forchristelige tid // Annales for nordisk oldkyndighed og historie. Kobenhavn, 1850; Walette A. Sagans svenskar. Malmo, 2004; Tankar om ursprung. Forntiden och medeltiden i nordisk historiean- vandning / Red. S. Edquist et al. Stockholm, 2009.