Индуизм (Кузнецов, 2007)

ИНДУИЗМ - древнейшая национальная религия Индии. По числу приверженцев является одной из самых распространенных религий мира. И. прошел длительный путь эволюции. Вероучение И. сложилось в середине 1-го тысячелетия до н.э. в результате эволюции идей ведизма и брахманизма. От ведической религии И. унаследовал учение о ритуально неравных группах людей, о роли брахманов как посредников между людьми и богами и отношение к Ведам как к священным текстам. В И. получило развитие представление о перерождении души в мире (сансара) согласно закону воздаяния (карме), определяемого прежде всего соблюдением норм поведения для данной группы, касты. Социальные отличия И. объяснял ритуальной чистотой родившегося в той или иной касте, если человек нарушал кастовые запреты, то он мог родиться в будущем в более низкой касте. И. сохранил много элементов доарийских верований: поклонение священным животным, камням, явлениям природы, культ предков. И. не имеет единой церковной организации, и его создание не приписывается какому-то определенному основателю. Центральными божествами И. являются три бога (тримурти): Брахма — бог-творец и отец других богов, прародитель небожителей, демонов и смертных; Вишну — олицетворение творческой космической Энергии, он имеет много различных имен, связанных с его свойствами и функциями; Шива-разрушитель. И. распадается на два направления: вишнуизм и шиваизм, в которых в свою очередь имеется ряд сект и направлений. Вишнуиты в качестве верховного божества почитают Вишну, воплощающегося на земле в антропоморфном облике. Он упоминается уже в «Ригведе». Одним из самых почитаемых аватар Вишну является Кришна, а также Будда как десятая аватара Вишну. Шиваизм связан с богом Шивой и его супругой богиней Парвати. Шиваизм также включает в себя течения: лингаяты, пашупаты, шактисты, капалики и др. Для всех направлений И. характерна вера в вечность Вед, в цикличность существования Вселенной, где движение идет по нисходящей линии, вера в вечность и неуничтожимость души. В жизни человека существуют четыре основные цели: дхарма — исполнение религиозных, семейных и общественных предписаний, артха (дело, польза) — приобретение и надлежащее использование материальных ценностей, кама — удовлетворение чувственных стремлений, мокша — освобождение от цепи перерождений. Ритуал в И. претерпел за тысячи лет значительную трансформацию. Существуют и территориальные различия в исполнении ритуала. Особая роль ритуала объясняется древностью самой религии и связанным с этим представлением о связи человека с макрокосмосом. Человек в И. верил, что его жизнь зависит от окружающего мира. Менялись представления о мире, менялись и ритуалы. Если ведийский арий часто совершал жертвоприношения (яджня) животного божеству, сжигая его на священном с. не, то в настоящее время главная форма поклонения божеству — пуджа, служба перед изображением божества, приношение фруктов и цветов; главное в ритуале принадлежит брахману, который совершает как храмовые, так и домашние обряды. Представления о ритуальной чистоте породили многочисленные обряды очищения. Индусы совершают паломничество к святым местам, например, в город Пури к храмовому комплексу Джаганнатха, основанному в XII в. Число праздников в И. очень велико. Например, праздник Дасера, отмечаемый в мае—июне в память о нисхождении реки Ганг на землю, праздник Пон- галь в середине января — поворот солнца на север и т.д. Исчисление праздников ведется преимущественно по лунному календарю. Современный период в развитии И. связан с деятельностью реформаторских и просветительских организаций, прежде всего «Брахмо самадж», созданной в 1828 г. Раммоханом Роем и «Арья самадж», возникшей в 1875 г., основателем которой был Даянанда Сараевати. Реформаторское движение проходило под сильным влиянием европейской цивилизации и было вызвано к жизни целым рядом причин (столкновение индийской культуры с западноевропейской цивилизацией, новые социально-экономические и политические процессы в Индии, этнические изменения и т.д.). В целом обе эти организации имели общую программу — строгий монотеизм, отрицание идолопоклонства, рационалистический подход к догмам И., обычаям и традициям, отрицание детских браков и т.д. Однако последователи «Арья самадж» провозгласили непогрешимость и богодухновенность Вед. И. сохраняет прочные позиции и в настоящее время, несмотря на заметное упрощение культа, роли и статуса брахманского сословия. Большой популярностью пользуются теперь гуру, которые объявляют себя воплощением того или иного божества. В настоящее время И. исповедуется большинством населения Индии, он распространен также в Непале, Шри-Ланке, Бангладеш и других странах, где проживают выходцы из Индии. 

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 199-200.

Понятие: