Президент США в 1930-1940-е годы

После первой мировой войны отмечается усиление исполнительной власти, рост численности аппарата. В 1939 г. было создано исполнительное бюро президента, в которое вошли Управление делами Белого дома, Бюро бюджета, а позднее Национальный совет безопасности, Управление гражданской и оборонной мобилизации, Совет экономических консультантов. И хотя исполнительное бюро не имело установленного юридического статуса, оно в ряде случаев отодвинуло па второй план кабинет министров.

Так, Бюро бюджетов, ранее непосредственно подчинявшееся министерству финансов, в соответствии с Актом о реорганизации легислатуры 1939 г. было включено в число исполнительных органов, непосредственно подчиненных президенту. Постепенно бюро превратилось в «лабораторию», где на основе соответствующих социально-экономических данных значительная часть национального дохода за счет трудящихся стала перераспределяться в пользу монополий. Бюрократический аппарат особенно разросся в годы второй мировой войны. Показательно, что многие ведомства, созданные в период «Нового курса» и во время второй мировой войны, позднее не были ликвидированы. Увеличилось число вспомогательных органов при «старых» федеральных ведомствах.

Усиление роли исполнительной власти продолжалось и в области внешней политики. Президент Вильсон без согласия конгресса направил войска против Советской России. То же позднее сделал Трумэн, послав войска против Корейской Народно- Демократической Республики, а Эйзенхауэр — во Вьетнам.

Вырос объем нормотворческой деятельности президента. Еще в годы первой мировой войны конгресс довольно часто уполномочивал президента издавать законы по отдельным вопросам. Эта практика делегированного законодательства приняла широкие масштабы при Рузвельте. За 1933—1944 гг. президент Рузвельт издал около 4 тыс. актов. Конгресс за это же время принял 4,6 тыс. актов.

После второй мировой войны при президенте были образованы: Совет экономических консультантов, Национальный совет безопасности, которому стало подчиняться Центральное разведывательное управление, Бюро по координации операций, управление оборонной промышленности, федеральные управления по трудовым конфликтам, комиссии по атомной энергии, гражданской службе, энергетике и др.

23-я поправка Конституции, принятая в 1951 г., установила, что ни одно лицо не может избираться президентом более чем два раза. Закон 1948 г. определил круг должностных лиц, которые могут исполнять обязанности президента в случае его внезапной кончины или при иных чрезвычайных обстоятельствах. После вице-президента к исполнению этой должности могут призываться председатели палат, члены кабинета.

Рассматривая в целом соотношение реальных полномочий законодательной и исполнительной власти между двумя мировыми войнами, можно ясно увидеть расширение полномочий президентской власти. Эта тенденция с особой силой проявилась с момента вступления в должность президента Рузвельта.

Цитируется по изд.: Федоров К.Г. Истрия государства и права зарубежных стран. Л., 1977, с. 311-312.

Понятие: