Рай ламаизма

При предельной конкретизации адских мучений, сансариин-хурдэ не дает столь же наглядного представления о небесной награде за добродетели. По-видимому, это является свидетельством того, что учение о рае сложилось в буддизме позднее.

Понятие о рае как вполне реальной, манящей награде за земные мучения возникает в связи с развитием веры в будду Амитабу, который постепенно становится очень почитаемым божеством ламаизма. По учению буддизма, он уничтожил важнейшую причину перерождений-страданий — сладострастие. В полном спокойствии высшей мудрости восседает он в раю (санскритск. - „сукавати", т. е. чистая земля, монгольск. „диваджин"), попав в который любое живое существо может удостоиться слушания его проповеди и тем самым совершить последний шаг к окончательному спасению. Сочинения ламаистских авторов не жалеют красок для описания благодати этого блаженного места. Почва его состоит из измельченных драгоценных камней и металлов и необычайно плодородна. Там нет ни скал, ни пропастей, ни пыли, нет вообще ничего неприятного или вредного. Все там ласкает глаз, поучительно для ума и радостно для сердца. Там нет ни лжецов, ни клеветников, ни грубиянов, ни сплетников. Там нет даже страданий рождения, так как все жители рая относятся только к мужскому полу и являются в рай из цветка лотоса. При смерти там тоже нет мучений, и с душой сразу исчезает тело. Обитатели рая помнят все свои деяния в течение 180 миллиардов своих прежних перерождений, что должно помочь их окончательному спасению. Даже когда 7000 дев услаждают пением и плясками обитателей царства блаженства, это не возбуждает в них страстей, и они „всегда бывают тверды в законе".

Так представляют проповедники буддизма рай, в котором они обещают место всем праведникам.

Настольная книга атеиста. Изд. восьмое. М., 1985, с. 243-244.

Понятие: