Реформа

РЕФОРМА (франц. reforme, от лат. reformo — преобразовываю), преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры. С формальной точки зрения под реформой подразумевается нововведение любого содержания. Однако в политической практике и политической теории реформой обычно называют более или менее прогрессивное преобразование, известный шаг к лучшему (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 15, с. 107).

В условиях антагонистического общества реформа, поскольку она имеет вынужденный характер (уступка со стороны господствующего класса своему классовому противнику), двойственна и по содержанию, и по влиянию, которое она оказывает на ход социальных процессов. С одной стороны, реформа есть реальный шаг вперёд, улучшающий в том или ином отношении положение трудящихся, предпосылка для дальнейшей их борьбы, с другой — реформа является «...предохранительной реакцией, т. е. предохраняющей правящие классы от падения мерою...» (там же, т. 7, с. 209); правящие классы соглашаются на реформу, чтобы ослабить напор революционных сил, направить его в русло заурядного реформаторства и сохранить своё господство. Противоречивый характер реформ подтверждается, например, всей историей социального законодательства капитализма. В развитых буржуазных странах организованная борьба рабочего класса привела к серии реформ, улучшивших положение трудящихся. Вместе с тем успехи рабочего движения сопровождались ростом реформистских иллюзий, распространением влияния социал-демократов (см. Реформизм).

Коммунистические партии, поддерживая непосредственные, ближайшие требования трудящихся, выступают за доведение их борьбы до коренного переустройства общества.

Соотношение реформы и революции — одна из важнейших теоретических и практических проблем международного рабочего движения, мирового революционного процесса в целом. Принципиальное отличие реформистского пути от революционного заключается в том, что при первом власть остаётся в руках прежнего правящего класса, а при втором власть переходит в руки нового класса. Имея в виду указанное различие, В. И. Ленин писал: «Понятие реформы, несомненно, противоположно понятию революции; забвение этой противоположности, забвение той грани, которая разделяет оба понятия, постоянно приводит к самым серьезным ошибкам... Но эта противоположность не абсолютна, эта грань не мертвая, а живая, подвижная грань, которую надо уметь определить в каждом отдельном конкретном случае» (там же, т. 20, с. 167).

Ленин боролся как против реформистов, ревизионистов, которые «забывают» эту грань, так и против догматиков, сектантов, которые метафизически противопоставляют реформы революции и принижают роль борьбы за реформы. Значение реформ в революционном процессе определяется сложным переплетением объективных и субъективных факторов, среди которых первое место занимает соотношение классовых сил как в международном масштабе, так и в рамках каждой страны. В зависимости от него возможны два основных пути революционных преобразований: мирный и немирный. В свою очередь, в зависимости от того, по какому пути пойдёт революция, реформы играют существенно различную роль.

В условиях немирного развития революции роль и значение реформ совершенно точно описываются формулой Ленина: «...реформы, как побочный продукт революционной классовой борьбы пролетариата» (там же, т. 15, с. 108). Практически это означает, что рабочий класс и его партия ориентируются на непосредственное осуществление радикальных политических и социально-экономических преобразований. Борьба за те или иные реформы прежде всего выступает как средство подготовки политической революционной армии, создания, укрепления классовых организаций, воспитания пролетарского сознания. Если революция побеждает, реформы осуществляются как её «побочный продукт», если же революция терпит поражение, то характер и значимость вырванных у господствующего класса уступок определяются размахом и глубиной революционной борьбы.

В условиях мирного перехода к социализму формула о реформе как «побочном продукте» уже не отражает всех особенностей революционного процесса. «В новой исторической обстановке,— говорится в Программе КПСС,— рабочий класс многих стран еще до свержения капитализма может навязать буржуазии осуществление таких мер, которые, выходя за пределы обычных реформ, имеют жизненное значение как для рабочего класса и развития его дальнейшей борьбы за победу революции, за социализм, так и для большинства нации» (1976, с. 37). Мирный путь к социализму предполагает ряд переходных этапов, промежуточных мер, «комбинированных типов» (В. И. Ленин), экономических и политических организации, посредством которых будут ограничиваться власть монополий, укрепляться антимонополистическая коалиция, происходить изменения в самой структуре общества. Борьба за такие глубокие реформы выступает как важное средство активизации масс, постепенного подрыва позиций господствующего класса, как особая форма революционного процесса. Такие, выходящие за пределы обычных, реформы рассматриваются как совокупность постепенных коренных преобразований, которые, хотя и не «вводят» социализм, но уже непосредственно затрагивают основы капиталистического строя, открывают социалистическую перспективу.

Принципиальное отличие такой позиции от реформистской заключается в том, что коммунисты не отрывают борьбу за реформы от борьбы за политическую власть и за коренные революционные преобразования при помощи этой власти. Смысл политики коммунистов в том и состоит, чтобы не ждать пассивно революционной ситуации, а постоянно бороться за демократические цели, достижение которых ведёт к усилению социалистических сил и создаёт почву для относительно мирного взятия власти рабочим классом. При таком развитии событий реформы — существенный элемент самого революционного процесса, практическое выражение сочетания борьбы за демократию с борьбой за социализм.

С победой социализма противоположность реформы и революции снимается окончательно. Отсутствие классовых антагонизмов ведёт к тому, что сдвиги в общественных отношениях как правило осуществляются путём более или менее постоянного изменения, развития, совершенствования существующих порядков.

А. Е. Бовин.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

Ленин В. И., Письмо «Северному союзу РСДРП», ПСС, т, 6; его же, Еще о думском министерстве, там же, т. 13; его же, Итоги выборов, там же, т. 22; его ж с, Возрастающее несоответствие, там же; его же, Марксизм и реформизм, там же, т. 24; е г о ж е, О значении золота теперь и после полной победы социализма, там же, т. 44; Агаев С. Л., В. И. Ленин о соотношении Р. и революции, «Рабочий класс и совр. мир», 1974, № 1; Красин Ю. А., Революц. процесс и реформы, «ВФ», 1977, № 9; е г о ж е, О революц. преобразованиях переходного типа, «ВФ», 1981, № 4; Шадрин Э. И., Р. и революция как социальные явления и категории обществ. развития, в кн.: Проблемы перехода к новому качеству в обществ. развитии, Межвузовский сборник научных трудов, в. 167, Ярославль, 1977; Карякин Ю. Φ., Π л и м а к В. Г., О формах революц. борьбы за социализм, в кн.: Ленин как поли-тич. мыслитель, М., 1981.

Понятие: