Балинтовские группы

БАЛИНТОВСКИЕ ГРУППЫ - временные объединения врачей, психологов, социальных работников или обучающихся по этим специальностям, служащие целям повышения их профессиональной квалификации, форма проведения которых первоначально была отработана М. Балинтом. Исходной формой были семинары врачей по теме «Психические нарушения во врачебной практике». Врачи обсуждали под руководством ведущего группы свой терапевтический и психиатрический опыт для выявления собственной субъективности и снятия страха и выработки оптимального метода мета-коммуникаций и «психосоматического мышления». Групповая работа заключается в обсуждении отдельных случаев из практики участников этих групп. В дальнейшем балинтовские группы приобрели форму супервизии врачей и других специалистов (прежде всего клинических психологов; в частности, на Западе участие в балинтовской группе является обязательным для получения специализации по психотерапии) и стали использоваться для профессионального обучения, а также для преодоления и профилактики профессионального выгорания, свойственного тем, кто по роду своих должностных обязанностей помогает людям. В России распространение балинтовского движения началось с 1980-х годов, а в 1995 году приказом министра здравоохранения РФ о психиатрической и психотерапевтической помощи было указано, что балинтовские группы могут быть использованы в процессе обучения психотерапии и для повышения знаний медицинского персонала о роли психосоциальных факторов в происхождении, течении и лечении болезней. Так, для решения этих задач в Санкт-Петербурге было создано Балинтовское общество, основная цель которого — повышение квалификации медицинских работников различных специальностей, психологов сферы здравоохранения, психологов МВД и образования, педагогов. А в Москве балинтовские группы систематически проводятся Институтом психотерапии и клинической психологии. К основным целям балинтовской группы относятся: интеграция соматических, психических и психосоциальных аспектов болезни для постановки общего диагноза; приобретение новых коммуникативных навыков и формирование оптимальных моделей взаимодействия с окружающими; повышение компетентности психотерапевта в профессиональном межличностном общении, прежде всего с пациентом; улучшение психического состояния самих специалистов за счет коллегиальной поддержки; улучшение понимания пациентов и осознание собственных личностных «слепых пятен», блокирующих профессиональные отношения с пациентами; выработка навыка передачи пациентам ощущения, что их понимают; сенсибилизация умения понимать скрытые планы пациентов; расширение представлений о психотерапевтическом процессе; оптимизация умения работать с пациентами, которые используют обращение к врачу как повод для самоутверждения; построение плана дальнейшего профессионального и личностного роста специалиста. Проведение. В балинтовской группе участвуют 8-12 специалистов в одной области, при этом руководителем является психотерапевт, имеющий достаточный опыт организации таких групп. Обычно встречи участников группы происходят раз в неделю для полуторачасовых занятий и могут продолжаться на протяжении 2-3 лет. Дискуссия разворачивается на основе описания 1-2 случаев из практики кого-либо из присутствующих. При этом ставится задача понять специфику отношений «психотерапевт-пациент» и дать комментарии и описания своих чувств. Возможно проигрывание определенных ситуаций. Контекст обсуждения может строиться на основе психоанализа, экзистенциального анализа или гештальт-терапии.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 53-54.

Литература:

Balint М. The Doctor, his Patient and the Illness. L.,1957; Balint M., Balint E. Psychoterapoutic Techniques in Medicine, L., 1961; Balint M. A Study of Doctors, 1966; Бараш Б. А., БурковскийГ. В., Вид В. Д. и др. К вопросу о путях совершенствования групповых психотерапевтов (опыт работы балинтовской группы) // Возрастные аспекты групповой психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Л.: ПНИ им. В. М. Бехтерева, 1988; Бараш Б. А., Исурина Г. Л., Карвасарети Б. Д. и др. Методические приемы усовершенствования в области психотерапии (социально-психологический тренинг, тренинговые психотерапевтические группы, балинтовские группы). СПб.: ПНИ им. В. М. Бехтерева, 1992; Винокур В. А., Кремлева О. В., Кулаков С. А и др. Балинтовские группы и супервизия в подготовке специалистов, работающих с людьми: Учеб. пособие. СПб., 1998; Алемасова А. Ю., Васильев А. Б., Гончарова Н. В., Задвицкий С. М.) Никитин М. Ю., Раскин В. Н., Смирнова М.В., Тимофеева О. М., Храмов В. В., Шарова Г. В., Шумская И. М., Ялов А. М. Психологическое сопровождение специалистов «помо-гающих профессий» (опыт работы психодраматической группы) // Журнал практического пси-холога. 1999. № 7-8.