Карматы (РИЭ, 2020)

КАРМАТЫ (араб. карамита, или карматийа; ед. ч. кармати) — религиозно-политическое течение в исламе, пик активности которого пришелся на конец IX — начало X века и совпал с кризисом Халифата. Выделились из исмаилитов и первоначально именовались мубаракитами или «семеричниками» (сабийа, от числа почитавшихся ими имамов шиизма). Название — предположительно, от прозвища Кармат (или Карматавайхи, интерпретации разнятся — от «Коротконогий» до «Красноглазый»), данного Хамдану ибн аль-Ашасу, который считается основателем течения (хотя первое упоминание о карматах встречается у Табари под 869 годом, когда их отряд якобы сражался против Аббасидов халифата в ходе Зинджей восстания). Ученик мубаракитского «глашатая» (дай) аль-Хусайна аль-Ахвази, успешно проповедовавшего среди феллахов и бедуинов в саваде (сельскохозяйственной округе) Куфы, этот выходец из «набатеев» (исламизированных арамеев) выступил как самостоятельная фигура в 880-е годы, когда его последователи действовали от имени неназываемого «Обладателя богоявления». Около 890 года Хамдан, вместе со своим родичем Абданом, возглавил вооруженное выступление в Нижнем Ираке, где основал первую «обитель переселения» (дар ал-хиджра), куда стекались откликнувшиеся на его призыв: лагерь обнесли высокими стенами, окружили глубоким рвом, застроили домами. Переселенцы вносили 1/5 своих доходов в общую казну, которая пополнялась и средствами, собранными по деревням их уполномоченными. Они практиковали обобществление имущества, ритуальные братские трапезы и в личном пользовании имели только оружие. Хамдан сумел привлечь к «семеричникам» массы крестьян и ремесленников, чье участие способствовало усилению в учении карматов социальных мотивов, идей всеобщего благоденствия и справедливости, вращавшихся вокруг мессианского ожидания прихода Махди. 

На фоне дезинтеграции Аббасидов халифата проповедь карматов получила широкое распространение, помимо Ирака, в Сирии (восстание 900—902), Фарсе, Синде. Самую благоприятную почву она нашла среди населения исторического Бахрейна (современные Бахрейн и Катар). В 894—899 годы эмиссар Хамдана и ученик Абдана, Абу Сайд аль-Джаннаби, основал здесь независимое государство со столицей в Лахсе. Тогда же Карматы выступили против исмаилитского руководства, отказав Фатимидам в праве на имамат и не признав передачи его в потомстве Мухаммада ибн Исмаила. Вокруг этих убеждений впоследствии сложилась эзотерическая доктрина карматов, испытавшая интеллектуальное воздействие кружка «Братьев чистоты и друзей верности». В ее постижении существовало 9 ступеней посвящения, из которых 5 высших связывались с изучением «скрытого» (батин, в противоположность «явному» — захир) учения, в частности иносказательного толкования Корана. Хотя правительственным войскам удалось в 906 году покончить с иракскими карматами, карматы бахрейнские не раз еще вторгались в Месопотамию. Максимального охвата их экспансия достигла при сыне Абу Сайда, Абу Тахире Сулаймане (914—943), когда они захватили Оман, совершали постоянные набеги на Хузестан, нападали на караваны хаджжа. В 930 году карматы, по указанию от Фатимидов халифата, захватили Мекку, убили и захватили в плен тысячи паломников, разграбили Каабу, где выломали «черный камень», разбили его (как идол) на две половины и увезли с собой, вернув за выкуп только в 950-е годы. Община-государство карматов, описанная, в частности, Насир-и Хусрау, посетившим Лахсу в 1051 году, строилась на сочетании земледелия и ремесла, основанных на коллективном рабстве (за счет плена): 30 тысяч невольников использовались в личных хозяйствах и на общественных работах (на полях, в садах, на мельницах). Рабство рассматривалось как способ осуществления уравнительного идеала, относившегося к верующим, которые, составляя основу средних городских слоев (прежде всего, торговцев), не облагались податями и могли получать из казны беспроцентные ссуды: ростовщичество запрещалось. Государство возглавлял совет (икданийа) из 6 старшин (сайидов, мн. ч. садат) и 6 заместителей Свазиров), принимавших решения коллегиально. Фанатизм и жестокость карматов, в особенности направленные против суннизма, приверженцев которого их бойцы беспощадно грабили, порабощали и вырезали, приводили к изоляции их сообщества от окружающего мира. В Южной Азии карматские княжества к середине XI века уничтожило Государство Газневидов, а в Аравии Карматское государство, раздираемое внутренними противоречиями, в конце XI века пало под ударами соседних княжеств. К началу XII века течение перестало существовать, распавшись на мелкие секты, функционировавшие на Ближнем Востоке до XIII века.

Т. К. Кораев.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 8. М., 2020, с. 207-208.

Литература:

Заходер Б. Н. Мухаммед Нах-шаби: к истории карматского движения в Средней Азии в X в. // Ученые записки МГУ. XLI — История. 1940. № 1.С. 96-112; Goeje М. J. de. Мё- moire sur les Carmathes du Bahrain et les Fatimides. Leyde, 1886; Goeje M.J. de. La fin de l'empire des Carmates du Bahrain // Journal asiatique. Sen 9. 1895. V. V. P. 5-30; Ivanow W. Ismailism and Qarmatians // Journal of the Bombay Branch of Royal Asiatic Society. V. XVI. 1940. P. 43-85; Madelung W. Fatimiden und Bah- rainqarmaten // Der Islam. 1959. XXXIV. P. 34-88; Massignon L. Esquisse d'une bibliographie qarmate // Ajab Nama. A Volume of Oriental Studies Presented to E. G. Browne on His 60-th Birthday / Ed. by T. W. Arnold and R. A. Nicholson. Cambridge, 1922. P. 329-338; Salt J. The Military Exploits of the Qarmatians // Abr-Nahrain. 1978. XVII. P. 43-51; Scan- Ion G. T. Leadership in the Qarmatian Sect // Bulletin de l'lnstitut franqais de l'archeologie orientale. 1960/ LIX. P. 29-48; Stern S.M. Ismailis and Qarmatians // L'elaboration de l'lslam. Paris, 1961. P. 99-108; Тарих ахбар ал-карамита. Бейрут, 1971.

Понятие: