Ха Моссад ле Теум

«Моссад» — политическая разведка Израиля, по своему назначению и функциям сравнимая с ЦРУ. Вот что о её создании пишет Гордон Томас в своей книге:

«В течение четырёх долгих лет соперничество, ссоры и снайперские атаки продолжались на всех тех встречах, которые возглавлял Бен-Гурион, пытаясь решить вопросы разведывательного сообщества. Многообещающий план Министерства иностранных дел использовать французского дипломата в качестве шпиона в Каире был сорван Министерством обороны. Ему нужен был свой человек для этой работы. Молодой офицер, не имеющий реального опыта разведывательной работы, был пойман за несколько недель египетскими силовиками. Было обнаружено, что израильские агенты в Европе работают на сильно разросшемся чёрном рынке с целью оплаты своей работы, поскольку официальной сметы было недостаточно для оплаты их шпионской деятельности. Попытки завербовать умеренные силы друзов в Ливане прекратились, когда соперничающие израильские разведслужбы разошлись во мнениях относительно того, как их можно использовать. Часто грандиозные схемы срывались из-за взаимной подозрительности. Голые амбиции были повсюду.

Влиятельные люди того времени - министр иностранных дел Израиля, начальник штаба армии и послы - все боролись за установление превосходства своей любимой службы над другими. Один хотел, чтобы основное внимание уделялось сбору экономических и политических сведений. Другой считал, что разведка должна быть сосредоточена исключительно на военной силе противника. Посол во Франции настаивал на том, что разведка должна действовать так же, как французское Сопротивление во время Второй мировой войны, при этом каждый еврей в стране должен быть привлечён на службу. Посол в Вашингтоне хотел, чтобы его шпионы были защищены дипломатическим прикрытием и «включены в рутинную работу посольства, чтобы быть вне подозрений». Израильский министр в Бухаресте хотел, чтобы его шпионы работали по линии КГБ - и были такими же безжалостными. Министр Израиля в Буэнос-Айресе требовал, чтобы агенты сосредоточились на роли католической церкви в оказании помощи нацистам, желающим поселиться в Аргентине. Бен-Гурион терпеливо выслушивал каждое предложение.

Наконец, 2 марта 1951 года он вызвал в свой кабинет руководителей пяти спецслужб. Он сказал им, что намерен поручить деятельность Израиля по сбору разведывательных данных за рубежом новой службе под названием Ха Моссад ле Теум, «Институту взаимодействия». У него должна была быть первоначальная смета в двадцать тысяч израильских фунтов, из которых пять тысяч фунтов были бы потрачены на «специальные задачи, но только с моего предварительного одобрения». Новое агентство должно было привлекать сотрудников из уже существующих спецслужб. В обиходе новая служба должна была называться просто Моссад.

Моссад «со всеми административными и политическими целями» перешёл в ведомство Министерства иностранных дел. Вместе с тем в его штат стали входить старшие офицеры, представляющие другие организации израильского разведывательного сообщества: Шин Бет, службу внутренней безопасности; Аман, военную разведку; разведку военно-воздушных сил и морскую разведку. Задачей этих специалистов стало держать Моссад в курсе специфических потребностей своих «клиентов». В случае несогласия по какому-либо вопросу он передавался в кабинет премьер-министра.

Бен-Гурион изложил всё это в своей обычной резкой манере. «Вы будете передавать Моссаду свой список покупок. Затем Моссад отправится за товаром. Это не ваше дело знать, где они покупали и сколько заплатили за товар».

Бен-Гурион стал единоличным надзирателем за новой службой. В служебной записке своему первому начальнику, Рувену Шилоа, премьер-министр писал: «Моссад будет работать под моим руководством, действовать по моему поручению и постоянно отчитываться передо мной».

Итак, основные правила были установлены.

Спустя двадцать восемь насыщенных событиями лет после того, как эти евреи провели в Иерусалиме ночь в сентябре 1929 года, обсуждая жизненно важное значение разведки для отражения дальнейших арабских нападений, у их потомков появилась самая грозная из всех существующих в мире служба разведки».

Цитируется по изд.: Томас Г. Тайная история Моссада. Шпионы Гидеона. Тамбов, 2019, с. 41.

В Израиле имеется несколько относительно автономных спецслужб:

IDF - Несёт ответственность за приведение в соответствие всех разведданных, поступающих в Генеральный штаб Армии обороны Израиля. Время от времени даёт Моссаду специфические задания.

AMAN - Разведывательное управление Армии обороны Израиля, несущее конкретную ответственность за сбор военных, географических и экономических разведданных. Его первоочередным предметом интереса является деятельность арабских соседей Израиля в новом тысячелетии.

AFI-Разведывательное управление ВВС Израиля. Специализируется на радиотехнической и воздушной разведке. К 2001 году воздушная разведка будет в значительной степени заменена спутниковой, в результате чего роль AFI будет заключаться в обеспечении обычной воздушной поддержки разведки.

BP - Пограничная полиция полувоенного типа, действующая на оккупированных Израилем территориях. Играет ограниченную роль в сборе разведданных.

NI - Военно-морское разведывательное управление всех израильских морских сил. Его работа включает наблюдение за побережьями Израиля и обновление данных об иностранных военно-морских ресурсах.

GSS - Также известная как Шин Бет или ШАБАК. Отвечает за внутреннюю безопасность и оборону израильских объектов за рубежом, таких как посольства, консульства и важные израильские организации.

RPPC - Центр исследований и политического планирования консультирует премьер-министра и его политиков по долгосрочной стратегии.

Цитируется по изд.: Томас Г. Тайная история Моссада. Шпионы Гидеона. Тамбов, 2019, с. 661.

 

Генеральные директора Моссада

1951-1952. Рувен Шилоа

1852-1963. Иссер Харел

1963-1968. Меир Амит

1968-1974. Цви Замир

1974-1982. Ицхак Хофи

1982-1990. Наум Адмони

1990-1996. Шабтай Шавит

1996-1998. Дэнни Ятом

1998-2002. Эфраим Халеви

2002-2011. Меир Драган

2011-1016. Тамир Пардо

2016. Йоси Коэн

Понятие: