Инфантилизм личностный

ИНФАНТИЛИЗМ ЛИЧНОСТНЫЙ - сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому или юношескому возрасту. Индивид, которому свойствен инфантилизм личностный, (инфантил), даже при нормальном физическом и умственном развитии отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищённости, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и др.). Некоторые формы инфантилизма личностного имеют генотипическую обусловленность. Причинами инфантилизма могут быть перенесенные в раннем детстве инфекционные заболевания, интоксикации, длительные кишечные расстройства, авитаминозы. В ряде случаев инфантилизм обусловлен повреждением плода, патологией его внутриутробного развития или родовой травмой. Задержка нравственного и социального созревания личности может быть также результатом деформации условий её жизни, неправильного воспитания и собственной пассивности.

Чтобы предупредить явления инфантилизма личностного, необходимо своевременно вырабатывать у детей социально-положительную, эмоционально-насыщенную доминанту, формировать у них практические умения и навыки, самостоятельность, ответственность, отрицательное отношение к иждивенчеству. Это поможет не только предотвратить, но и преодолеть инфантилизм личностный.

Инфантилизм личностный может привести к тяжким социальным последствиям. Так, например, инфантилы тянутся к людям с антисоциальными установками. Из них потом и формируются хулиганы, пьяницы, наркоманы. Инфантилизм личностный предрасполагает детей и подростков к неврозам, различным карикатурным реакциям протеста и другим расстройствам. Необходимо пресекать контакты инфантилов с лицами антисоциального поведения, постоянно их контролировать, формировать у них правильные социальные установки. Достигается это путём кропотливой, длительной работы, в которой решающая роль принадлежит семье.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 293-294.

Понятие: