Гуманизм в широком смысле

ГУМАНИЗМ (от лат. humaniis — человеческий, человечный), в широком смысле — исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми; в узком смысле — культурное движение эпохи Возрождения.

Идеи гуманизма имеют длительную предысторию. Мотивы человечности, человеколюбия, мечты о счастье и справедливости можно обнаружить в произведениях устного народного творчества, в литературе, нравственно-философских и религиозных концепциях различных народов начиная с глубокой древности. В эпоху Возрождения гуманизм впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, вызвав подлинный переворот в культуре и мировоззрении людей того времени. Дальнейшее развитие гуманизма связано с деятельностью идеологов периода буржуазной революций (17 — начала 19 веков). Они разрабатывали идеи «естественных прав» человека, оценивали любое социальное устройство с точки зрения его соответствия абстрактной «природе человека», пытались найти пути сочетания интересов личности и общества. Гольбах, Гельвеции, Дидро и другие отчётливо связали гуманизм с материализмом и атеизмом. Кант выдвинул идею вечного мира, сформулировал положение, выражающее сущность гуманизма, — человек может быть для другого человека только целью, но не средством.

Система гуманистических воззрений, созданных в условиях поднимающегося капитализма, явилась завоеванием общественной мысли. Вместе с тем она была внутренне противоречива и исторически ограничена, ибо опиралась на индивидуалистическую концепцию личности, на абстрактное понимание человека. Эта противоречивость абстрактного гуманизма отчётливо обнаружилась с утверждением капитализма — строя, где в прямую противоположность идеалам гуманизма человек превращается в средство производства капитала, подчиняется господству чуждых ему стихийных социальных сил и законов, капиталистическому разделению труда, которое уродует личность, делает её односторонней, порождает различные виды отчуждения человека. Критикуя частную собственность, Мор, Кампанелла, Морелли и Мабли считали, что, лишь заменив её общностью имущества, человечество сможет достичь счастья и благополучия. Великие социалисты-утописты Сен-Симон, Фурье, Оуэн выявили и критиковали противоречия сложившегося капиталистического строя и, вдохновляясь идеалами гуманизма, разрабатывали проекты реформирования общества на началах социализма. Гуманистическую традицию в общественной мысли России в 19 веке представляли революционные демократы — Герцен, Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Шевченко и др.

Новый этап в развитии гуманизма начался с возникновением марксизма, который впитав в себя лучшие достижения гуманистической мысли прошлого, вместе с тем отверг отвлечённую, внеисторическую трактовку «природы человека» лишь как биологической «родовой сущности» и утвердил её научное конкретно-историческое понимание, показав, что «... сущность человека... есть совокупность всех общественных отношений» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 3). Марксизм отказался от абстрактного, надклассового подхода к проблемам гуманизма и сформулировал новую концепцию гуманизма — пролетарский, или социалистический, Г. Маркс впервые определил реальные пути осуществления идеалов гуманизма, связав его с научной теорией общественного развития, с революционным движением пролетариата, с борьбой за коммунизм. Коммунизм ликвидирует частную собственность и эксплуатацию человека человеком, национальный гнёт и расовую дискриминацию, социальные антагонизмы и войны, устраняет все формы отчуждения, ставит достижения науки и культуры на службу человеку, создаёт материальные, социальные и духовные предпосылки для гармоничного и всестороннего развития человеческой личности. При коммунизме труд из средства к жизни превращается в первую жизненную потребность, а высшей целью общества становится развитие самого человека. Поэтому Маркс назвал коммунизм реальным, практическим гуманизмом (см. К. Маркс, там же, т. 42, с. 169). Идеи марксистского гуманизма получили свою дальнейшую конкретизацию в трудах В. И. Ленина, исследовавшего новую эпоху развития капитализма, а также начало эпохи перехода от капитализма к социализму, когда эти идеи стали практически претворяться в жизнь.

Социалистический гуманизм противостоит абстрактному гуманизму, который проповедует «человечность вообще» вне связи с борьбой за освобождение человека от всех видов эксплуатации. Принципы марксистского, социалистического, гуманизма извращают правые и «левые» ревизионисты, отождествляя его с абстрактным гуманизмом. По если первые видят в абстрактно-гуманистических принципах существо марксизма вообще, то вторые отвергают всякий гуманизм как буржуазную концепцию. На самом деле жизнь доказывает правоту принципов социалистического гуманизма. С победой социализма сначала в СССР, а затем и в других странах социалистического содружества * идеи марксистского гуманизма получили реальное воплощение в завоеваниях нового социального строя, избравшего девизом своего дальнейшего развития гуманистический принцип: «Всё во имя человека, для блага человека».

В. Ж. Келле.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература: 

Волгин В. П., Г. л социализм, М., 1955; Федосеев Н. П., Социализм и Г., М., 1958; Петросян М. И., Г., М., 1964; От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела. Сб. ст., М., 1969; Проблемы Г. в марксистско-ленинской философии, М., 1975; Холличер В., Личность и Г., пер. с нем., М., 1981.

Примечания «ПК»

* — «…и в других странах социалистического содружества…» — В настоящий момент никаких стран социалистического содружества не существует. В 1991 году номенклатурная бюрократия совершила государственный переворот – разрушила СССР, действую вразрез с высказанным ранее на референдуме большинством населения стремлении сохранить политическое единство Советского Союза. Вслед за этим была разрушена интеграция в экономической и военной сферах стран Восточной Европы. Гуманизм не только в советском марксистско-классовом толковании, но и какой бы то ни было вообще, был отброшен – ради обретения ничтожным меньшинством правящей знати бывшего СССР материальных ценностей в личное владение.

Понятие: