Танзимат

ТАНЗИМАТ (араб. - преобразования, реформы; тур. - tanzimat) - принятое в литературе название реформ в Османской империи с 1839 года до начала 70-х годов 19 века и самого периода их проведения. Танзимат был вызван углублением кризиса Османской империи, возникшего в конце 18 века вследствие роста внутренних противоречий и обострения борьбы европейских держав за господство на Балканах и Ближнем Востоке (так называемый Восточный вопрос). Уже тогда экономический и политический упадок страны, поражения в войнах, сепаратизм окраинных феодалов, недовольство народных масс усилением налогового бремени и других форм феодального гнета и непрерывные восстания угнетенных народов породили в турецких правящих кругах стремление к проведению реформ, которые, не затрагивая основ феодального строя, могли бы спасти империю от назревающей угрозы распада и гибели. Попытки султана Селима III (1789-1807) и затем великого везира Мустафы-паши Байрактара (1808) осуществить такие реформы потерпели неудачу. Уничтожение в 1826 году янычарского войска и некоторые другие реформы султана Махмуда II (1808-39) содействовали упорядочению государственного управления, форм земельной собственности, системы образования и пр., но не приостановили развития кризиса. Наиболее ярким проявлением этого кризиса были в 20-30-х годы 19 века национально-освободительные революции балканских народов, приведшие к независимости Греции и автономии Сербии, борьба Египта против турецкого господства, волнения в Курдистане, усилившееся проникновение иностранного капитала в экономику Турции и пр. Кризис особенно обострился в середине 1839 года, когда турецкие войска были разгромлены египетскими, а европейские державы предъявили турецкому правительству и египетскому паше Мухаммеду-Али требование передать решение египетско-турецкого конфликта в их руки, что фактически означало установление международной опеки над Турцией. В этой обстановке и состоялось провозглашение танзимата. Султанский рескрипт (хатт-и шериф Гюльхане), содержавший программу намеченных преобразований, был подготовлен министром иностранных дел Решид-пашой и торжественно обнародован 3 ноября 1839 года в дворцовом парке Гюльхане («Дом роз») в присутствии султана Абдул-Меджида (1839-1861), высших светских и духовных сановников империи, иностранных послов и делегаций. Рескрипт гарантировал всем подданным султана (независимо от вероисповедания) неприкосновенность жизни, чести, имущества, ликвидацию произвола, справедливое распределение и взимание налогов. Было обещано отменить откупную систему (ильтизам), сократить сроки военной службы до 4-5 лет, провести финансовые, военные, административные и судебные реформы. Во исполнение Гюльханейского хатт-и шерифа в 1840 году были изданы законы об отмене ильтизама и создании коммерческого суда, в 1843 году - закон о снижении срока военной службы до 5 лет, в 1846 году - рескрипт о создании светских школ, в 1847 году - о допуске немусульман на равных основаниях с мусульманами в качестве свидетелей в суде, в 1850 году - коммерческий кодекс по французскому образцу, в 1852 году - закон о создании при вали совещательных советов (меджлисов) из представителей светской и духовной знати, включая и немусульман. Все эти законы были мало эффективны. Гюльханейский рескрипт осуществлялся крайне медленно, при большом сопротивлении феодальной реакции. Провозглашенные реформы оставались большей частью лишь на бумаге, а некоторые были даже официально отменены; так, в 1852 году была фактически восстановлена откупная система. Населению не была обеспечена неприкосновенность жизни, чести и имущества. Обещанное немусульманам равенство в правах с мусульманами также не соблюдалось.

Во время Крымской войны 1853-1856 годов под давлением Англии и Франции, стремившихся ослабить позиции России при обсуждении условий мирного договора и получить для себя новые привилегии в Турции, был подготовлен, а затем обнародован (18 февраля 1856 года) новый рескрипт султана (хатт-и хумаюн 1856 года). Наряду с повторением основных положений Гюльханейского акта он содержал обещания развивать экономику страны и использовать для этой цели «опыт и капиталы Европы», т.е. предоставить дополнительные привилегии иностранному капиталу; в частности, иностранные подданные получили право владеть недвижимостью на территории Османской империи на равных правах с турецкими подданными. Упоминание об этом рескрипте было включено в Парижский мирный договор 1856 года и он, таким образом, приобрел характер международных обязательства Турции. В дальнейшем многие принятые во исполнение рескрипта 1856 года законы содействовали укреплению позиций иностранного капитала и инонациональной (нетурецкой) компрадорской буржуазии и превращению Турции в полуколонию. Но в некоторой степени законы танзимата способствовали улучшению государственного управления, суда и администрации. Так, в 1864 году был принят закон о вилайетах, в 1858 году - уголовный и земельный, в 1869 году - гражданские кодексы (хотя они во многом представляли собой собрание старых норм шариата). Благодаря танзимату создались более благоприятные условия для предпринимательской деятельности, роста буржуазии, развития светского образования (например, издание Органического закона 1869 года о народном образовании). Танзимат дал толчок развитию литературы, науки и публицистики. Народилась новая интеллигенция, из среды которой вышли турецкие просветители и идеологи конституционного движения, деятели общества «Новые османы». В 70-е годы 19 века танзимат практически прекратил свое существование, а при султане Абдул-Хамиде II (1876-1909) в стране установился режим феодальной реакции («зулюм»).

История танзимата разработана слабо. Первым дал связное освещение реформ танзимата в отдельных сферах государственной деятельности Турции французский ученый Э. Энгельгардт. Однако как в его сочинениях, так и в подавляющем большинстве трудов более позднего времени, опубликованных турецкими, европейскими и американскими исследователями, хотя они и насыщены большим фактическим материалом, извлеченным из архивных и других неопубликованных источников, отсутствует глубокий анализ экономических и социальных причин танзимата. Некоторые авторы преувеличивают эффективность танзимата. Турецкие историки Э. Карал, X. Иналджик и другие даже утверждают, будто танзимат значительно облегчил положение угнетенных народов Османской империи, и игнорируют факты, свидетельствующие о том, что танзимат, особенно начиная с хатт-и хумаюна 1856 года, способствовал закабалению Турции европейским капиталом (правда, X. Иналджик отмечает, что полученные иностранцами торговые льготы вели к разорению турецкой промышленности). Из числа вышедших в 60-х годах исследований о танзимате наиболее серьезными являются работы Р. Дейвисона и Р. Девере, рассматривающих, в частности, с более объективных позиций влияние западных держав на политику Турции. Большой фактический материал о проведении танзимата в Балканских странах, находившихся в этот период в составе Османской империи, содержится в исследованиях болгарских историков Д. Косева, Н. Тодорова и др.

А. Д. Новичев. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.

Литература:

Ahmet Lütfi, Tarihi Lütfi, cilt 1-8, Ist., 1873-1889; Cevdet Pasa, Tezakir, Ankara, 1953; Düstur, tertip 1, cilt 1-4, Ist., 1873-77, то же, tertip 2, cilt 1, Ist., 1885; Aristarchi Bey G., Législation Ottomane..., cilt 4, Const., 1874; Young G., Corps dedroit ottoman, v. 1-7, Oxf., 1905-06; Березин И. Н., Путешествие по Востоку, Каз., 1849-52; Чихачев П. А., Письма о Турции, пер. с франц., М., 1960; Документы за българската история, сост. П. Дорев, т. 3, С., 1940; Положението на българския народ под турско роб-ство. Док-ти и мат-ли, сост. Н. Тодоров, С., 1953; Турски извори за българската история, т. 1, С., 1959; Миллер А. Ф., Краткая история Турции, М., 1948, с. 39-86; Новичев А. Д., Экономич. и социальные сдвиги в М. Азии и на Балканах в первой пол. 19 в. и начало танзимата, М., 1966 (доклад на конгрессе балканистов); Шабанов Ф. Ш., Гос. строй и правовая система Турции в период танзимата, Баку, 1967; Алькаева Л., Бабаев А., Тур. лит-ра, М., 1967, с. 32-44; Engelhardt E., La Turquie et le Tanzimat, P., 1882; Tanzimat, 1st., 1940; Bailey F. E., British policy and the Turkish reform movement, Camb., 1942 (рец. А. Ф. Миллера, "BИ", 1946, No 8-9); Inalcik H., Tanzimat ve Bulgar meselesi, Ankara, 1943; Sapîlyî Е. В., Mustafa Resit pasa ve Tanzimat devri tarihi, Ist., 1945; Kaynar R., Mustafa Resit pasa ve Tanzimat, Ankara, 1954; Karal E. Z., Osmanli tarihi, cilt 5, baski 2, Ankara, 1961, с. 6-7, Ankara, 1954-56; Kuran E., Ottoman Historiography of the Tanzimat period, в кн.: Historians of the Middle East, ed. by B. Lewis and P. M. Holt, L., 1962 (обзор тур.источн.); Davison В. Н., Reform in the Ottoman Empire, 1856-1876, Princeton, 1963; "Belleten", 1964, No 112, s. 705-18 (библ.); Devereux R., The first ottoman constitutional period, Balth., 1963.

Понятие: