Архитектура в эпоху барокко

Архитектурные предприятия, затеянные в Неаполе Карлом Бурбоном, имели двоякую цель: благоустройство города и прославление новой династии (см. гл. II, раздел «Топография и население»), С этих двух точек зрения мы и постараемся показать неаполитанскую архитектуру XVIII в., для чего уместно будет провести чисто формальные границы. Творения, служащие к славе Бурбонов, и те, что имели целью модернизацию Неаполя, тесно связаны: первые часто были поводом для прокладки дорог и других градостроительных работ. Этому роду архитектуры, который можно считать уже функциональным, противостояла традиция неаполитанского барокко. Такие крупные мастера, как Доменико Антонио Ваккаро и Фердинандо Санфеличе, почти никогда не получали официальных заказов: предпочитали приезжих архитекторов, особенно Фугу и Ванвителли. Этой неаполитанской традиции стоит коснуться прежде, чем рассказать о проектах, осуществленных при Бурбонах.

Архитектура барокко

До середины века на архитектурной сцене доминировали Доменико Антонио Ваккаро и Фердинандо Санфеличе — ученики великолепного Франческо Солимены. Ваккаро строил главным образом церкви (см. гл. V, раздел «Строительство храмов и богоугодных заведений»). Среди его работ в гражданской архитектуре надо упомянуть палаццо Тарсия.

Архитектор работал над ним с 1732 по 1739 г. Он его не закончил, а затем дворец оказался заброшен, но имеется множество свидетельств, что он должен был стать одним из крупнейших дворцов Неаполя. Перед ним находилась арка, через которую входили в сад и лишь затем по кривым дорожкам подходили к парадному подъезду.

Санфеличе, строя дворцы для неаполитанских аристократов, обращал главное внимание на двор и его отношение к лестнице ради достижения величественного композиционного эффекта. Он

придавал двору восьмиугольную или овальную форму, а лестницу помещал у парадного подъезда (обычно в неаполитанских палаццо лестница находилась во дворе сбоку). В планировку этой лестницы Санфеличе вкладывал всю свою изобретательность: раскрывал переднюю и заднюю стены, чтобы из дворца можно было бы видеть сад, находившийся за ним. Кроме того, чему свидетельством палаццо делло Спаньоло, открытая лестница расширяла городское пространство, давала ощущение легкости в городе, где дворцы теснились друг к другу (см. гл. II, раздел «Топография и население»).

Санфеличе происходил из знатной неаполитанской семьи, заседавшей в седиле одного из кварталов (см. гл. III, раздел «Исполнительная власть и правосудие»). Для своей семьи он также построил дворец по тем же принципам. Но самая характерная для него лестница — это лестница палаццо ныне находится одно из крупнейших культурных учреждений Неаполя: Итальянский институт философских исследований во главе с Джерардо Мароттой. Между лестницей и восьмиугольным двором нет вообще никаких стен. Величественная арка выходит в большой вестибюль, где уже от входа видны величие и великолепие лестницы.

Узость неаполитанских переулков объясняет еще одну особенность местных палаццо. Любоваться фасадами там трудно, поэтому внимание посетителей должен был привлекать исключительно главный портал. При их проектировании Санфеличе также проявлял всю свою гениальность. Для портала палаццо Пиньятелли ди Монтелеоне он применил разные материалы (белый мрамор с серым пеперином), а листья аканта — обычный мотив капителей — заменил маскеронами.

Сальца Л. Неаполь. От барокко к Просвещению / Лука Сальца. – М.: Вече, 2017, с. 213-216.

Понятие: