Община в России

Особенно большую роль в изучении сельской общины при феодализме сыграли русские исследователи конца 19 - начала 20 веков. Это объяснялось условиями России, где сельская община - мир - просуществовала особенно долго и к тому же приобрела наиболее яркую и развитую форму (душевые переделы - см. Переделы земельные). В. П. Воронцов, А. Карелин, А. А. Кауфман, А. Я. Ефименко, П. А. Соколовский, В. Е. Постников, Ф. Щербина и другие подняли большой исторический и этнографический материал и указали на различные факторы, влияющие на темпы и направление эволюции общины. Наиболее четко весь этот материал был обобщен Н. П. Павловым-Сильванским.

Русская община занимала большое место в теоретическом построениях народников (см. Народничество). Восприняв у славянофилов оценку общины, существовавшей в 19 веке, как института, исконно присущего славянству, народники видели в ней экономическую ячейку народоправия и справедливого общественного строя, надеялись использовать ее для непосредственного перехода к социализму, минуя капитализм. В. И. Ленин боролся с народническим пониманием общины. В своих трудах он вскрыл тягловый характер «пресловутой общины», «фискальной общины», тормозящую роль «старого средневекового надельного землевладения крестьян и их «"исконной" общиной».

Л. Б. Алаев. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.

Понятие: