Латентное обучение

ЛАТЕНТНОЕ ОБУЧЕНИЕ (от лат. latent — скрытый). Форма обучения, при котором происходит формирование определенных навыков в ситуации, когда их непосредственная реализация не необходима и они оказываются не-востребованными. Латентное обучение основано на формировании у субъекта — в результате его ориентировочно-исследовательской деятельности — образа целостной ситуации и своих действий в ней. В экспериментах Э. Толмена по изучению поведения крыс в лабиринте этот образ получил название когнитивных карт. Понятийное оформление феномена «латентного обучения» сыграло ключевую роль в эволюции бихевиоризма (который опирался на теорию научения как связи стимула и реакции при наличии действия подкрепления) и возникновении необихевиоризма (Э. Толмен и др.), в котором на-учение трактуется как когнитивное действие. Кроме ориентировочно-исследовательской деятельности латентное научение происходит в процессе игры как у детенышей зверей, так и у детей. Роль латентного обучения особенно ярко проявляется в развитии речи как следствия прослушивания младенцем речи взрослого и при решении человеком творческих задач, когда ориентировка на признаки, не составляющие цели решаемой субъектом задачи, проявляется в форме внезапных «озарений».

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 290.

Литература.

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. / Пер. с фр. М.: Мир, 1992. Т. 1.