Утраквизм

УТРАКВИЗМ - в средней школе — термин, пущенный в обращение берлинским философом и педагогом Францем Паульсеном. Под именем утраквизма разумеется такое сочетание программ средней школы, когда последняя в одно и то же время стремится дать классическое и реалистическое образование, и рядом с значительным числом уроков по древним языкам и литературам ведется изучение в обширных размерах новых языков и физико-математических наук. Эта смешанная система возобладала в прусских гимназиях благодаря реформам Иоганна Шульце, предпринятым в двадцатых и тридцатых годах XIX века; в австрийских гимназиях подобная же реформа была проведена, под руководством Германа Боница, в пятидесятых годах. Программы русских гимназий, после реформы графа Дмитрия Толстого в семидесятых годах, также получили утраквистический характер. Утраквизм привел к сильному удлинению гимназического курса, к многопредметности и к переутомлению учащихся. Выходом из этого тяжкого состояния средней школы может быть либо возвращение к чистому классицизму, что неисполнимо, либо отрешение от классического идеала и перестройка школы на новых началах.

А. Готлиб.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Понятие: