Коран (СИЭ, 1965)

КОРАН (араб, ко'ран, букв. - чтение) - главная мусульманская «священная» книга, признаваемая верующими божеств, откровением, священным писанием; важнейший первоисточник начального периода истории ислама. Дошедший до нас текст Корана арабское историческое предание относит ко времени халифа Османа (644-656). Коран написан на классическим арабским языком и состоит из 114 сур (глав) неодинаковой длины, расположенных не по содержанию и не по времени их появления, а в большинстве своем по длине (в убывающем порядке количества стихов в каждой из них). Редакторы-составители Корана относили одни суры к мекканскому, другие - к мединскому периоду деятельности Мухаммеда, но это деление условно (некоторые суры не имеют и такого обозначения).

В Коране отсутствуют хронология, даты, имена исторических деятелей и сведения о достоверных исторических событиях. Это весьма затрудняет пользование Кораном как историческим источником. К тому же в Коране часты повторения, пропуски и недомолвки, стиль и лексика различны в разных его частях. Это дает основание предполагать, что Коран не является произведением одного автора. В Коран включены доисламские материалы (в ранних мекканских сурах), в него были внесены дополнения и изменения после образования Халифата. Дошедшая до нас «Османова» редакция Корана не была единственной, но другие редакции сохранились лишь в виде незначительных отрывков. Еще в 10 веке некоторые мусульмане располагали текстом Корана, отличавшимся от редакции, возводимой преданием к халифу Осману; эта редакция, ставшая канонической, была окончательно выработана не ранее 1-й половины 8 века. К этому времени относятся наиболее старые из дошедших до нас рукописей Корана, написанных куфическим письмом.

Разнообразные по содержанию материалы Корана можно разделить на группы: 1) заклинания и проклятия; 2) эсхатология, суры и стихи; 3) материалы из иудейской и христианской сектантской догматики и мифологии; 4) материалы из древнеарабского фольклора; 5) предписания и постановления, регулирующие имущественные, общественные и семейные отношения мусульман, правила выполнения религиозных обрядов и отправления культа. Главные социальные представления и идеи Корана по своей сущности классовые, защищающие частнособственнические отношения; деление общества на рабовладельцев и рабов выдано за установленное аллахом (богом). В образе аллаха есть черты всесильного деспота и рабовладельца, все люди - его рабы. «Мы, - говорится от имени аллаха в Коране, - раздаем... жизненные потребности в этой дольной жизни, возвышаем одних над другими в степенях, так что одни... держат других подвластными себе невольниками» (сура 43, стих 31). В Коране аллах наделен также чертами купца. Коран призывает верующих повиноваться наряду с аллахом и его посланником «тем из вас, которые имеют власть» (сура 4, стих 62). Наиболее важны для историка материалы Корана, составляющие группу 5. В них, в частности, получил отражение рабовладельческий уклад, который сложился в Аравии к 7 веку в разлагавшемся первобытнообщинном строе, и начавшийся процесс образования арабского государства. Большинство материалов Коране представляет специальный интерес для религиоведов, особенно для исламоведов. Из Корана исходят мусульманское предание - сунна и законодательство - шариат; это явилось одной из причин раннего развития схоластической науки истолкования Корана - тефсира. Тефсир весьма тенденциозен и скорее затемняет, чем разъясняет содержание Корана.

Первый европейский научный перевод Корана (на латинском языке) сделан Марраччи, издан в Падуе в 1698 году (вышедший в 1647 году в Париже французский перевод Дю Рие признается неудовлетворительным). С этого перевода в 17 и 18 веках было сделано несколько переводов на английский, голландский, немецкий и русский языки. Русский переводы с западноевропейского перевода - П. Шишкова (1716), М. И. Веревкина (1790), А. В. Колмакова (1792), К. Николаева (1864). Новейший французский перевод с арабского оригинала - Р. Блашера, т. 1-2, Париж, 1949-1951. Переводы Корана с арабского на русский язык - Г. С. Саблукова (Каз., 1878, 1894, 1907) и И. Ю. Крачковского (посмертное изд., М., 1963).

E. А. Беляев. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.

Литература:

Саблуков Г., Сведения о Коране..., Казань, 1884; Крымский А. Е., Суры старейшего периода, пер. с объясн., М., 1905; Климович Л. И., Содержание Корана, 2 изд., M., (1930); его же, Коран и его догматы, A.-A., 1958; Nöldeke Th., Geschichte des Qoräns, Tl 1-2, 2 Aufl., Lpz., 1909-19; Jeffery A., Materials for the history of the text of the Qur'än, Leiden, 1937; Goldziher J., Die Richtungen der islamischen Koranauslegung, Leiden, 1920, neue Aufl., 1952; Blachère B.., Introduction au Coran, 2 éd., P., 1959; Ballon J. M. S., Modem Muslim Koran interpretation (1880-1960), Leiden, 1961.

Понятие: