Игра (Ильичёв, 1983)

ИГРА, термин, обозначающий широкий круг деятельности животных и человека, противопоставляемой обычно утилитарно-практической деятельности и характеризующейся переживанием удовольствия от самой деятельности. Феномен игры привлекал внимание философов, эстетиков, этнографов, биологов, этологов, психологов. Начало разработки общей теории игры связано с работами Шиллера и Спенсера. Шиллер утверждал эстетическую природу игры и видел в ней характеристику существа человека вообще. Игра для Шиллера — наслаждение, связанное со свободным от внешней потребности проявлением избытка сил. Спенсер внёс в понимание игры эволюционный подход, указав на распространение игры у высших животных и на её упражняющую функцию. К. Гросс вслед за Спенсером считал игру специфически присущей высшим видам животных, проистекающей из внутренней потребности в деятельности формой упражнения, укрепления и развития наследственных форм поведения. Эта теория господствовала до 30-х годов 20 века. Основные её недостатки — телеологизм, выведение игры из усложнения организма животного вне всякого анализа отношений животного к среде обитания, отождествление игры человека и животного. Эта теория была подвергнута критике Ф. Бёйтендейком, указавшим на то, что инстинктивные формы поведения не нуждаются в упражнении. В основе игры, по Бёйтендейку, лежат три исходных влечения, которые он заимствовал из теории Фрейда: к освобождению, к слиянию и тенденция к воспроизведению. Вместе с тем Бёйтендейк относит игру к категории ориентировочно-исследовательской деятельности: игра есть действие с предметом, который обладает для животного элементами новизны. В современной этологии большое внимание уделяется описанию игрового поведения животных и его дифференциации от других видов поведения, в особенности от исследовательского поведения; единой точки зрения на природу и функции игры у животных пока ещё нет. Попытка универсализировать понятие игры была предпринята голландским историком и философом культуры Хёйзингой: всё многообразие человеческой деятельности сводится у него к игре, рассматриваемой как основной источник и высшее проявление человеческой культуры.

Основы историко-материалистического подхода к игре человека были заложены Г. В. Плехановым. По его мысли, игра является деятельностью, возникающей в ответ на потребности общества, в котором живут дети и активными членами которого они должны стать. Советские историки культуры (В. Всеволодский-Гернгросс) рассматривали игру как разновидность общественной практики, состоящую в действительном воспроизведении жизненных явлений вне реальной практической установки; они видят социальную значимость игры на ранних ступенях развития общества в её коллективизирующей и тренирующей роли; указывают на происходящее в ходе истории постепенное вытеснение игры из жизни взрослых драматическим искусством и спортом. Некоторые философы (М. С. Каган), разрабатывающие проблемы человеческой деятельности, рассматривают игру ребенка как синкретически-художественную деятельность.

В советской психологии разрабатывались преимущественно вопросы о природе игры и её значении для психического развития. Основы теории детской игры были заложены Выготским. Основное внимание уделялось ролевой игре — ведущему типу деятельности детей дошкольного возраста, в которой дети в специально создаваемой ими условной ситуации, беря на себя роль взрослых, воспроизводят (моделируют) их деятельность и систему отношений в обществе. Был показан социально-исторический характер игры по её происхождению и содержанию (Д. Б. Эльконин). Ролевая игра на протяжении дошкольного детства постепенно перерастает в игры с правилами — обобщённые и сокращённые выражения социальных отношений.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 5, М., 1958; Шиллер Ф., Письма об эстетич. воспитании человека. Собр. соч., т. 6, М., 1957; Спенсер Г., Соч., т. 3— Основания психологии, ч. 1—5, СПБ, 1897; Грос К., Душевная жизнь ребенка, пер. с нем., К., 1916; Стерн (Штерн) В., Психология раннего детства до шестилетнего возраста, [пер. с нем.], П., 19222; Игры народов СССР. Сб. материалов, М.— Л., 1933; Выготский Л. С., И. и ее роль в психич. развитии ребенка, «Вопр. психологии», 1966, № 6; Каган М. С., Человеч, деятельность, М., 1974; Эльконин Д. Б., Психология И., М., 1978; Вuуtendijk F. J. J., Wesen und Sinn des Spiels, B., [1934].

Понятие: