Имяславие (Кузнецов, 2007)

ИМЯСЛАВИЕ, имеславие - направление в русском православном богословии и монашеской практике начала XX в. Его связывают с появлением книги схимонаха Илариона «На горах Кавказа. Беседа двух старцев подвижников о внутреннем единении с Господом чрез молитву Иисус Христову, или Духовная деятельность современных пустынников» (1-е изд. — 1907 г.,), представляющей собой описание мистического опыта, содержанием которого являлось особое состояние верующего во время Иисусовой молитвы (восходя к святоотеческой традиции — «умной молитве», исихии, Иисусова молитва понималась как живая внутренняя беседа с Богом, предполагающая Его соприсутствие). Хотя книга не носила догматического характера, она послужила поводом к возникновению серьезного богословского спора, получившего впоследствии название «Афонской смуты». Сущность полемики по богословской проблематике и терминологии восходит к паламитским спорам XIV в. о природе Фаворского Света и православному учению об энергиях — речь идет о том, является ли Имя Божие Божественной сущностью, или же Божественной энергией, или не является ни тем и не другим, а есть чисто человеческое именование и любое обожествление имени суть идолопоклонническая ересь. Выразителем первой точки зрения и апологетом И. (или имябожия, как называли это течение его оппоненты), стал архимандрит Антоний Булатович, утверждавший, что «всякое Имя Божие, как истина богооткровенная, есть Сам Бог, и Бог в них пребывает всем существом своим, по неотделимости Существа Его от действий Его» (Иеросхимонах Антоний (Булатович). Апология веры во Имя Божие и Имя Иисус. М., 1915. С. 5). Противоположное мнение, или имяборчество, поддержанное влиятельными церковными иерархами, в частности архиепископами Антонием Храповицким и Никоном Рождественским, впоследствии стало официальной точкой зрения Священного синода. Необходимо отметить, что позиции как имяславцев, так и имяборцев были недостаточно четко аргументированы и противоречивы, а публичная полемика зачастую обнаруживала взаимное недопонимание и сводилась к опровержениям опровержений. Так, противоречиво само Синодальное послание от 18 мая 1913 г. «По поводу новоявленного учения книги "На горах Кавказа"» - один из основных официальных документов против И.: с одной стороны, в послании утверждалось, что «в молитве, особенно Иисусовой, Имя Божие и Сам Бог сознаются нами нераздельно и как бы отождествляются даже», но в то же время «Имя Божие есть только имя, а не Сам Бог или Его свойства, названия предмета, а не сам предмет, и потому не может быть признано и названо ни Богом, ни Божеством» (см.: Определения Священного синода. 29 августа 1913 г.). Официально движение И. было объявлено ересью, что послужило причиной различного рода репрессий по отношению к монахам-имяславцам, с точки же зрения богословской спор закончился ничем (возможно, разгром имя- славческого движения был связан с процессами внутри самой церковной иерархии). Тем не менее сама полемика получила огромный резонанс не только в церковной, но и в общественно-интеллектуальной жизни России: известно, что сторонниками И. были о. Иоанн Кронштадтский, архиеп. Феофан Быстров, ректор Московской духовной академии (МДА) епископ Феодор, профессора МДА М.Д. Муретов и о. П. Флоренский; представители так называемого кружка ищущих христианского просвещения М.А. Новоселов, Ф.Д. Самарин, С.Н. Булгаков, В.Ф. Эрн, А.Ф. Лосев и др. Проблема истол-кования Имени как чистого феномена или же как носителя сущностной энергии, или проблема онтологического смысла имени, оказалась чрезвычайно созвучна общекультурной проблематике того времени. С возникновением философии имени как особого ответвления, особого русла в развитии русской религиозной философии, категория имени становится в один ряд с понятиями «символ» В. Иванова или понятиями «явление и смысл» Г. Шпета и др. Богословский спор послужил исходным материалом для создания философских систем. 

Литература:

Иеросхимонах Антоний (Булатович). Апология веры во Имя Божие и Имя Иисус. М., 1913;

Святое Православие и именобожническая ересь. Харьков, 1916;

Троицкий С. В. Об Именах Божиих и имябожниках. СПб., 1914;

Сборник документов, относящихся к афонской имябожнической смуте. Пг., 1916;

Иеросхимонах Антоний (Булатович). Материалы к спору о почитании Имени Божия. М., 1913;

Эрн В.Ф. Спор об Имени Божием //Христианская мысль. 1916. № 9;

Булгаков С.Н. Афонское дело // Русская мысль. 1912. Сентябрь;

Флоренский П. А. Имеславие как философская предпосылка / Соч. В 2-х т. Т. 2. М., 1990; Лосев А.Ф. Имя. СПб., 1997.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 193-194.

Понятие: