Богостроительство (СИЭ, 1962)

БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО - враждебное марксизму религиозно-философское течение, возникшее среди небольшой группы неустойчивой социал-демократической интеллигенции в эпоху реакции 1907-1910 годов в России. После поражения революции 1905-1907 годов, в условиях контрреволюционного столыпинского режима, среди буржуазной интеллигенции наблюдались деморализация, ренегатство, усиление тяги к философскому идеализму и мистицизму, рост религиозных настроений, что нашло выражение, в частности, в течении богоискательства. Отражением этих влияний чуждой буржуазной идеологии на некоторых социал-демократов явилось возникновение так называемого богостроительства, выражавшегося в попытках придать научному социализму характер религиозного верования, связать с социал-демократией проповедь веры и т. п. Представителями течения богостроительства явились А. Луначарский, В. Базаров, П. Юшкевич и Н. Валентинов. К сторонникам богостроительства тесно примыкал А. Богданов. Особенно сильно идеология богостроительства проявилась в работах Луначарского, который в своих богостроительных исканиях пытался придать социализму форму, «более приемлемую» для непролетарских слоев. В работе «Религия и социализм» (1908) Луначарский выдвигал необходимость определить место социализма среди религиозных систем. Считая, что никто в достаточной степени не подчеркнул эстетическую и религиозную ценность марксизма, он называл социализм «новой религией», «религией труда». В статье «Атеизм» в сборнике «Очерки по философии марксизма» (1908), который В. И. Ленин назвал «Очерками против философии марксизма», Луначарский предлагал «сбросить ветхий плащ серого материализма». Пролетариату, по его мнению, нужен гармонический синтез материализма и мистицизма. Активным пропагандистом богостроительства был меньшевик В. Базаров («Богоискательство и "богостроительство"», в сборнике: Вершины, кн. 1, 1909; «Христиане третьего завета и строители башни Вавилонской», в сборнике: Литературный распад, кн. 2, 1909).

Чуждые идеологии марксизма богостроительные тенденции сочетались у этой группы социал-демократов с антипартийной борьбой, проявившейся во враждебных большевизму течениях отзовизма и ультиматизма. В 1909 году A. Богданов, А. Луначарский, Г. Алексинский и другие организовали на острове Капри фракционную Каприйскую школу, получившую известность как литературный центр богостроительства. К богостроительству недолго примыкал А. М. Горький («Исповедь», 1907, «Разрушение личности», в книге: Очерки философии коллективизма, 1909), который под влиянием критики В. И. Ленина в 1910 году отошел от богостроительства. Ленин выступил с резкой критикой богостроительства, разъясняя решительную враждебность марксизма всякой религии. В письмах к А. М. Горькому В. И. Ленин писал: «...всякое богостроительство есть именно любовное самосозерцание тупого мещанства, хрупкой обывательщины, мечтательного "самооплевывания" филистеров и мелких буржуа, "отчаявшихся и уставших"...» (Соч., т. 35, с. 90). «... Вы подкрасили, подсахарили идею клерикалов, Пуришкевичей, Николая II и гг. Струве, ибо на деле идея бога им помогает держать народ в рабстве» (там же, с. 93). Вскрывая идейное родство богостроительства и богоискательства, В. И. Ленин писал: «Богоискательство отличается от богостроительства или богосозидательства или боготворчества и т. п. ничуть не больше, чем желтый черт отличается от черта синего» (там же, с. 89). Критика богостроительства была дана также в статьях Г. В. Плеханова. На совещании расширенной редакции большевистской газеты «Пролетарий» (июнь 1909) произошел окончательный разрыв большевиков с отзовистами и сторонниками богостроительства. Совещание приняло специальную резолюцию «О богостроительских тенденциях в социал-демократической среде», заклеймившую богостроительство как течение, порывающее с основами марксизма. В декабре 1909 года группа отзовистов и ультиматистов, представлявшая идеологию богостроительства, создала антибольшевистскую группу «Вперед», которая не имела заметного влияния в рабочем движении России и в обстановке начавшегося подъема революционного движения в 1910-1912 годы потерпела полный идейный крах.

И. Е. Златоцветов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.

Литература:

Ленин В. И., Письмо А. М. Горькому, Соч., 4 изд., т. 13, с. 411-17;

Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 14, с. 329-31;

Ленин В. И., Об отношении рабочей партии к религии, там же, т. 15, с. 371-81;

Ленин В. И., Совещание расширенной редакции "Пролетария", там же, с. 391-416;

Ленин В. И., О фракции сторонников отзовизма и богостроительства, там же, т. 16, с. 29-40;

КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, ч. 1, 7 изд., (М.), 1954, с. 211-22. (Совещание расширенной редакции "Пролетария");

Плеханов Г. В., О так наз. религиозных исканиях в России, Соч., т. 17;

Мейлах Б. (С.), Ленин и проблемы рус. лит-ры конца XIX - нач. XX вв., 3 изд., Л., 1956.