Епископы и кюре (Бассине, 2016)

В ходе Контрреформации, отправной точкой которой считается Тридентский собор (1545—1563), возрастает роль священника, заботящегося о душах своих прихожан. Во второй половине XVII века мало-помалу исчезают «распутники в митрах», уступая место епископам, которые более ответственно относятся к лежащим на них обязанностях. Так, некоторые прелаты (Ален де Сольминиак в Кагоре, Этьен Ле Камю в Гренобле, Луи де Ласкари д'Юрфе в Лиможе) добровольно избирают «святой путь» Карло Борромео (+1584) или Франциска Сальского (+ 1622). Образцовая деятельность, отмеченная частым посещением епархий, инспекционными поездками по приходам и более регулярными созывами синодальных собраний. Они также высказываются на соборах (о церковной доктрине или дисциплине священников) и духовных ассамблеях (собирались раз в пять лет, чтобы утвердить размер безвозмездного дара королю и обсудить текущие вопросы). Позволено ли будет упомянуть, как делают некоторые историки, несколько героических фигур янсенизма, таких как Николя Павийон, епископ Але? Читатели смогут это обсудить (в мирной дискуссии)!

Неоспоримо возрастают уровень знаний священников и их приверженность аскезе. Духовное призвание — первейшее условие посвящения в сан — сочетается с высоким уровнем знаний благодаря широкому распространению семинарий. За период с 1642 по 1660 год в 128 французских епархиях создано 36 семинарий и еще 53 с 1660 по 1680 г. По примеру учеников Адриана Бурдуаза (+1655) в семинарии Сен-Николя-дю-Шардонне (Париж) ношение сутаны распространяется по всему королевству. Отныне священник отличается от верующих, за чьим поведением он обязан следить, как никогда ранее.

Бассине Ж.-Ф. Франция Людовика XIV. Великое время великих людей (1643-1715). Жан-Франсуа Бассине. – М., 2016, с. 179-180.

Понятие: