Оракулы [в Древней Греции]

Оракулы представляли собой одну из форм «естественного» гадания, при использовании которой божество давало ответы на вопросы своего почитателя. Это был наиболее престижный способ дивинации, а святилища оракулов были разбросаны по всему греческому миру. Доступ к божеству (нередко это был Аполлон) в подобных святилищах осуществлялся через посредничество специального жреца или жрицы. Этот посредник, вдохновляемый божеством, давал советы людям, вопрошающим оракула. Способов достичь состояния божественного вдохновения (нередко — транса), необходимого для того, чтобы получить и передать слова бога, у жрецов и жриц оракульских святилищ было немало. К примеру, престарелая Пифия в Дельфах садилась на треножник, держа в правой руке лавровую ветвь, а в левой — чашу. Скорее всего, в этой чаше находился какой-то наркотик или вещество, испускающее опьяняющие пары, — иначе очевидное состояние транса, в которое приходила Пифия, объяснить трудно. В некоторых случаях прорицатель, перед тем как начинать свои пророчества, пил некую священную воду.

Само слово «оракул» использовалось для обозначения как самого ответа божества, так и святилища, в котором у божества испрашивали совета. За советом к оракулам обращались по личным, религиозным, политическим вопросам — мужчины и женщины, богатые и бедные, рабы и делегации от отдельных групп и сообществ. В каждом святилище существовали свои требования к испрашивающим совета, — обычно они должны были совершить определенные жертвоприношения или очистительные ритуалы. Каждый оракул располагал также своими собственными обрядами, которые отправлялись как жрецами и жрицами святилища, так и почитателями божества. Существовали в Греции и записи оракулов, изреченные отдельными прорицателями или прорицательницами (многие из которых, вероятно, были скорее мифологическими персонажами, чем реальными людьми), по которым якобы можно было предсказать будущее.

Самый известный оракул Греции располагался в Дельфах и был посвящен Аполлону Пифийскому. Ответы бога здесь давались выборной престарелой жрицей, которая именовалась Пифией. Несмотря на то что Дельфы расположены в горах, до них было легко до-браться по морю, что привлекало туда множество желающих попросить совета у божества даже из-за пределов греческого мира. Дельфийский оракул функционировал и в Римский период. Оракулы Аполлона располагались также на Делосе, в Коропе (Фессалия), Абах, Тегире, Фивах и на горе Птоон в Беотии, в Кларе, Гринее, Патаре и Бранхидах (Дидима) в Малой Азии.

Оракул Зевса располагался в Додоне в северо-западной Греции, а оракул Зевса Амона — в оазисе Сива в Северной Африке. Оракулы Геи находились в Олимпии и в Агах близ Коринфа, оракулы Диониса — во Фракии и в Амфиклее (Фокида), а оракул Гермеса — в Фарах (Ахайя). Своими оракулами располагал и ряд других богов, а также героев, наиболее известным из которых был Трофоний из Лебадеи.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 388-389.

Понятие: