Школа Сингон

ШКОЛА СИНГОН (СИНГОН-СЮ). Школа [буддизма] Сингон (Истинного Слова) была основана на горе Коя монахом IX столетия Кукай (774—835), получившим посмертную известность как Кобо Дайси (Великий Учитель, распространявший Дхарму). После обучения в Китае Кукай учредил Сингон в Японии. Учение школы Сингон представляет собой разновидность эзотерического буддизма, делающего упор на обрядности и способах практики, которые должны изучаться непосредственно с учителем. Мышление и практика учения Сингон сосредоточены на Будде Махавайрочане (на японском языке Дайнити), который, как считают, и поведал людям предельную правду, т. е. «Истинное Слово». Согласно доктрине Сингон и Сутре Махавайрочана (Дайнити-кё), Дайнити является дхар-макая (санскритский термин), т. е. «Телом Истины», чья сущность пронизывает всю Вселенную. Согласно учению Сингон, Вселенная состоит из тела, речи и разума Дайнити. Кукай учил, что под руководством опытного наставника адепты школы Сингон могли усвоить тайные обряды и формы медитации, которые позволят им осознать собственную глубокую связь с сущностью Вселенной. Понимание этого позволяет человеку «стать Буддой при жизни» (сокусин дзобуцу).

Эзотерический характер учения Сингон следует из того, что обряды, необходимые для понимания истины, могут быть переданы только от учителя к ученику. Так, например, жесты (санскр. мудры), песнопения (дхарани)и другие ритуальные действия следовало изучать только с учителем, но никак не по текстам. Для распространения идей Сингон Кукай также использовал художественные образы. Типичными примерами таковых являются мандалы Алмазного Мира и Мира Матки. Мандала Алмазного Мира олицетворяет мудрость Дайнити, в то время как мандала Мира Матки символизирует правду, переданную этой мудростью. На протяжении периода Камакура доктринальные споры раскололи Сингон на две школы: Синги (Новая доктрина) и Коги (Старая доктрина).

Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 269-270.

Понятие: