Ленинградское дело (совсем кратко)

«ЛЕНИНГРАДСКОЕ ДЕЛО». Если совсем кратко схватить суть этого мало изученного и десятилетиями замалчиваемого дела, то получится «в сухом остатке» следующее: накануне Второй мировой войны, когда для руководства ВКП(б), для аппарата власти и лично для Сталина стал очевидным вывод, что большая война в ближайшие годы непременно начнётся и избежать ее нашей стране никак не удастся, вся государственно-партийная машина принялась готовиться к неизбежной масштабной схватке. Возводилась мобилизационная система во всех сферах: в промышленности (так называемая индустриализация), в продовольственном обеспечении армии (так называемая коллективизация), в области кадровой политики (так называемый теперь «большой террор, то есть очистка от потенциальной «пятой колонны»). Но долгое время оставался нерешенным вопрос о мобилизационном ресурсе грядущей войны. Аппарат власти приходил к однозначному выводу: кроме русских великороссов больше некому встать на защиту режима *. Поэтому «теоретические» поползновения учеников М.Н. Покровского с его бредовыми утверждениями о том, будто бы никаких великороссов не существует, были жестко пресечены. Были внесены кардинальные изменения в кадровую политику: лично Сталин принялся выдвигать на высшие руководящие должности в партии и государстве великороссов, в числе коих следует упомянуть А. А. Кузнецова, Н.А. Вознесенского, П. С. Попкова, М. И. Родионова, Я. Ф. Капустина, П. Г. Лазутина.

Из немногочисленных оценок сути «Ленинградского дела» следует упомянуть две:

Выдающийся публицист О. А. Платонов в своей статье по «Ленинградскому делу» (см. здесь) утверждает, что Сталин стал выдвигать русские кадры после Великой Отечественной войны. Однако, как следует из фактов, процесс начался гораздо раньше, а именно накануне войны, во второй половине 30-х годов. И цель изменений кадровой политики состояла именно в том, чтобы отмобилизовать великороссов на защиту существовавшего в стране политического режима. Конечно, и сама война выдвинула вверх талантливых руководителей из числа великороссов, составлявших большинство населения. Процесс инерционно продолжался и в первые годы после войны.

Современный исследователь «Ленинградского дела» В. Д. Кузнечевский первоначально попытался внедрить в своё толкование сути этого «дела» идею о якобы готовившемся русскими заговоре, что не подтверждено никакими фактами. Поэтому книга Кузнечевского 2013 года выпуска начинается с подзаголовка «Наивная попытка создать этнически чистое русское правительство была утоплена в крови». В издании же 2017 года у заглавия «Ленинградское дело» уже нет этого странного подзаголовка. Заметим кстати, что это довольно странное для историка колебание может объясняться только одним: первоначальное «исследование» было избыточно заидеологизированым, причем, в русофобском ключе, но в дальнейшем автору не удалось обнаружить каких-либо подтверждений ложного идеологического тезиса. С тем же успехом можно было бы внедрить в «исследование» утверждение, что русские в руководстве ВКП(б) планировали сжигать всех нерусских партийцев в крематории живьём. Разница между подобным фантастическим утверждением и тезисом о стремлении Кузнецова, Вознесенского и Попцова к созданию «этнически чистого русского правительства» чисто количественная.

После победного окончания Великой Отечественной войны у высшего руководства ВКП(б) нужда в великороссах отпала. По инициативе и при активном участии Берии, Хрущева, Маленкова и Кагановича в 1950 году сотни русских руководителей высшего и среднего звена были по сфабрикованным обвинениям арестованы и расстреляны. Всё было сделано втихаря – без открытых судебных процессов, сопровождавших в своё время разоблачение сторонников Троцкого, Бухарина, Рыкова, Зиновьева, Каменева и других вождей из так называемой «ленинской гвардии». Какой контраст! Ведь перед народом преданных тайным судам русских обвинить было не в чем.

Итак, в «сухом остатке» выходит: призвали – использовали – пустили в расход.

P. S.

Небезынтересно упомянуть и сегодняшний схожий процесс: на фоне нарастания международной напряженности власти РФ недавно внесли «смягчение» в статью 282 Уголовного кодекса РФ. Вероятно, «в верхах» всерьёз задумались о том, кто же будет воевать за них в грядущей большой войне… Правда, предпринятое нынешними властями поползновение какое-то неубедительное.

Примечания

* Расчет руководства ВКП(б) на мобилизацию русских во все эшелоны власти по итогам войны полностью оправдался: например, из свыше 11 тысяч человек, получивших орден Герой Советского Союза за годы войны, более 10 тысяч приходится на русских – на русских великороссов (8 тысяч), русских малороссов (по-большевистски называемых в официальных документах «украинцами» - 2 тысячи), и русских белорусов. Мы сливаем три названных компонента вместе, так как на самом деле всё это русские, которых до 1917 года никто не разделял да и не имел к разделению никаких объективных оснований.

А доля потерь русских, при расчете которой учтены официальные и неполные сведения только о боевых потерях (без потерь мирного населения) составляет 78 процентов, то есть эта цифра приходится на те же три официальные этнические общности. Расчет производился задолго до оглашения численности общих потерь населения (27 миллионов человек) и без учета гибели мирных жителей. Заметим кстати, что названные тут цифры вовсе не умаляют подвигов и не обесценивают смертей воинов-узбеков или воинов-татар. Приведенные в примечании сведения лишь подтверждают правильность политического вывода, сделанного в середине 30-х годов: без всеобъемлющей мобилизации русских победа в войне была бы невозможна.