Средние века

СРЕДНИЕ ВЕКА, средневековье (лат. medium aevum), - период всемирной истории, следующий за историей древнего мира и предшествующий новой истории. Понятие Средних веков было введено в 15-16 веках итальянскими гуманистами эпохи Возрождения, считавшими предшествующий Возрождению период истории (от падения Римской империи) «темными веками» европейской культуры. Итальянский гуманист Ф. Бьондо дал первое систематическое изложение истории Средних веков в Западной Европе как особого периода истории, но термин «Средние века» утвердился в европейской науке лишь после того, как профессор университета в Галле X. Келлер назвал одну из трех книг своего учебника «Историей Средних веков» (Ch. Cellarius, Historia medii aevi, a tempori bus Constantini Magni ad Constantinopolim a Turcas captain deducta..., Jenae, 1698). В 18 веке возникла специальная отрасль исторической науки, изучающая историю Средних веков, - медиевистика.

Марксистская историография, сохранившая традиционное (трехчленное) деление истории на древнюю, средневековую, новую (так называемая «гуманистическая трихотомия»), рассматривает Средние века как эпоху зарождения, развития и разложения феодализма, рубежом между древностью и Средними веками считает крушение рабовладельческой Римской империи *, между Средними веками и новой историей - первую буржуазную революцию, имевшую общеевропейское значение и положившую начало переходу от феодализма к капитализму, - английскую буржуазную революцию 17 века. История Средних веков делится на три основных периода: раннее средневековье - период генезиса и раннего феодализма (конец 5 - 10 века), классическое средневековье - период развитого феодализма (11-15 века), позднее средневековье - период разложения феодализма (16 - середина 17 веков). В буржуазной исторической науке гранью между Средними веками и новым временем обычно считается открытие Америки (1492) или Реформация (начало 16 века) (подробнее о рубеже между Средними веками и новым временем см. в статье Новая история).

Понятие Средние века возникло и разрабатывалось исторической наукой на материале европейской истории; в отношении других народов этот термин применялся обычно лишь тогда, когда их история переплеталась в Средние века с историей европейских народов, если эти народы соприкасались с народами Европы (например, «мусульманское средневековье»). Понимание средневековья как всемирно-исторической эпохи существования феодальной формации, введенное марксистской исторической наукой и опирающееся на принцип формационного подхода к истории, привело к более широкому и универсальному применению этого термина, к распространению его на историю всех стран, у которых в период Средних веков существовали феодальные отношения. Однако в большинстве стран Европы и особенно в странах Азии и Африки время существования феодализма выходит далеко за пределы средневековья (т. е. во всемирной истории имеет место хронологическое несовпадение «эпохи средневековья» и времени существования феодализма). С другой стороны, во многих областях земного шара во всемирно-историческую эпоху средневековья продолжали существовать дофеодальные отношения.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 13. СЛАВЯНОВЕДЕНИЕ - СЯ ЧЕН. 1971.

Литература:

История средних веков, под ред. С. Д. Сказкина, т. 1-2, М., 1966; История стран зарубежного Востока в средние века, М., 1957; Всемирная история, т. 3-4, М., 1957-58; Конрад Н. И., "Средние века" в ист. науке, в его кн.: Запад и восток. Статьи, М., 1966; Вайнштейн О. Л., История советской медиевистики, Л., 1968; The Cambridge medieval history, v. 1-8, Camb., 1913-36. См. также статьи Феодализм, Медиевистика и лит. к ним.

Примечания "ПК"

* Хьюстон Стюарт Чемберлен считает границей между античностью и средневековьем 1200 год, когда германцы вышли из своих лесов на всемирно-историческую арену (и вскоре захватили и разграбили Второй Рим - Константинополь, тем самым окончательно уничтожив античность).