Вольная академия духовной культуры

ВОЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ (1919-1923 гг.) была организована в Москве Бердяевым который и стал ее председателем. Идея ее создания возникает на еженедельных «вторниках» на квартире Бердяевы) С начала 1918 года здесь собиралось 20-25 человек, которые при свете керосиновой лампы обсуждали сделанные доклады. Доклад об имяславии прочел Флоренский, о К. Н. Леонтьеве - Дурылин. «Вторники» продолжали существовать и при действующей Вольной академии духовной культуры и были как бы ее штабом. Распространителем идей академии была также Книжная лавка писателей на Большой Никитской, где работали Бердяев, Б. А. Грифцов, Б. К. Зайцев и другие. 26 сентября 1919 года Устав Вольной академии духовной культуры был зарегистрирован в Юридическом отделе Московского Совета. Один из участников бердяевских «вторников» (Попов) свидетельствовал: «Название Академии - вольная - в духе Бердяева, он считал, что лучшая атмосфера обсуждения духовных вопросов — вольный союз, дружественная, но не официальная обстановка и условия» (Вестник РХД. 1975, № 115. С. 147). Цель Вольной академии духовной культуры в Уставе была определена как «изучение духовной культуры во всех ее проявлениях и формах в области научно-философского, этического, художественного и религиозного творчества и мысли». Более откровенно противниками Советской власти о целях Академии было написано уже эмиграции: «В разгар большевистской революции, когда духовной культуре в России грозило полное истребление, осенью 1919 года в Москве по инициативе Н. А. Бердяева была основана Вольная Академия Духовной Культуры. Задачей ее было охранение и развитие духовной культуры в России» (Вольная Академия Духовной Культуры Москве...//София. № 1. Берлин, 1923. С. 135). Были прочитаны курсы лекций В. Абрикосова «Этапы мистического пути», Белого «Философия духовной культуры», Бердяева «Философия истории» и «Философия религии», Вышеславцева «Этика», В. И. Иванова «Греческая религия», Муратова «Искусство Ренессанса», Степуна «Жизнь и творчество», Франка «Введение в философию». Бердяев вел семинар по Достоевскому. С 1920 года 1 раз в 2 недели читались доклады с прениями по темам «Кризис культуры», «Кризис философии», «О христианской свободе», «О сущности христианства», «Идеальная Греция», «Теософия и христианство», «О магической природе слова», «О польском мессианизме», «Восток, Россия, Европа», «Индусская мистика», «Духовная основа христианства», «Критика историзма», «О преодолении пошлости», «Константин Леонтьев», «О «Закате Европы» Шпенглера», «Вл. Соловьев и вселенское христианство» и др. В августе 1922 года было опубликовано постановление ВЦИК и СП К РСФСР «О порядке утверждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли, и о порядке надзора над ними». В сентябре члены Вольной академии духовной культуры предприняли попытку перерегистрации, подав документы в Административный отдел НКВД. Здесь членами совета Академии были указаны: исполняющий обязанности председателя Б. А. Грифцов, секретарь Попов, Бердяев, Франк, Я. М. Букшпан, Вышеславцев, М. И. Вайсфельд, Б. П. Григоров, Котляревский, Г. А. Рачинский, С. М. Соловьев, Степун, М. С. Фельдштейн, Чуйков. В это время в разной стадии находились дела по высылке из России Бердяева, Франка, Вышеславцева, Степуна, Фельдштейна, что и явилось одной из причин отказа в перерегистрации. В документе, посланном Наркомпросом в НКВД, значилось: «Народный комиссариат по просвещению считает, что существование Общества «Вольная академия духовной культуры» является безусловно нежелательным, вследствие чего решительным образом возражает против утверждения устава упомянутого Общества». Этот документ подписал заместитель Луначарского В. Н. Максимовский. В Петрограде одновременно с Вольной академией духовной культуры существовала Вольная философская ассоциация (Вольфила, ноябрь 1919-1924 годы), а в Москве был ее филиал. Возглавляли Вольфилу Андрей Белый (председатель) и Иванов-Разумник (товарищ председателя), которые отмечали искажение «подлинной революционности» в обществе, призывали к более глубокой «революции духа» и созиданию «культуры свободы». Белый и другие пропагандировали идеи антропософии. Хотя в деятельности Вольфилы принимали участие С. А. Алексеев (Аскольдов), Карсавин, Н. О. Лосский, А. А. Мейер, религиозная проблематика была чужда ассоциации. Белый в письме к А. А. Тургеневой от 11 ноября 1921 года писал: «У Бердяева есть еще другое о<бщест>во, председателем которого он состоит: «Академия духовной культуры» (но «Вольфила» и «Академия» - суть братские антиподы и конкуренты: «Вольфила» - нового духа. «Академия» - старого)» (Воздушные пути. Альманах. Нью-Йорк, 1967. Вып. 5. С. 309).

С. M Половинкин

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 106-107.

Литература:

Вольная Академия Духовной Культуры в Москве. Религиозно-Философская Академия в Берлине // София. № 1. Берлин, 1923; Бердяев Н. А. Самопознание. М., 1991; Степун Ф. А. Бывшее и несбывшееся. Нью-Йорк, 1956. Т. 2; Н. А. Бердяев. (По личным воспоминаниям) // Вестник РХД. 1975. № Ц5; Андрей Белый и Иванов-Разумник. Переписка. Публ. А. В. Лаврова и Джона Мальмстада. Спб., 1998; Галушкин А. После Бердяева: Вольная академия духовной культуры в 1922-1923 гг. // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 1997 год. Спб., 1997; Вольная Философская Ассоциация. 1919-1924, М,, 2010; Белоус В. Г. Петроградская Вольная Философская Ассоциация (1919- 1924) - антитоталитарный эксперимент в коммунистической стране, М., 1997; Chronik russichen Lebens in Deutschland 1918-1941. Berlin, 1999.