Личность (Кондаков, 2007)

ЛИЧНОСТЬ (от рус. личина [что соответствует греч. термину persona — исходно маска, или роль, исполнявшаяся актером древнегреческого театра]). Относительно устойчивая система мировоззренческих установок, представлений об окружающем мире и о своем месте в нем, стилей и видов поведения индивида, которая характеризуется прежде всего тем, что построена на основе включенности данного индивида в социальный контекст. Еще в 1734 году X. Вольф дал дефиницию личности (Persdnlichkeit) следующим образом: «То, что сохраняет воспоминания о самом себе и воспринимает себя как одного и того же и раньше, и теперь». Эту традицию понимания личности продолжил У. Джеймс, который трактовал личность как сумму всего, что человек может назвать своим. В этих определениях понятие личности становится тождественным понятию самосознания, поэтому более обосновано определение личности через социальные взаимоотношения. При таком подходе личность предстает как система социального поведения индивида. В соответствии с этим стержневым образованием личности служит самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. При этом особое значение придается идентификации личности. Исследования, Модель личности, развиваемая в глубинной психологии, прежде всего в психоанализе (А. Адлер, Е Салливан, Э. Фромм, К. Хорни), ориентирована на объяснение внутри-психологических процессов при обращении по преимуществу к понятиям структуры и динамики «внутреннего конфликта». Наоборот, модель личности, разработанная в бихевиоризме, основана на внешне наблюдаемом поведении, на действиях и взаимодействиях с другими людьми в актуальной ситуации (ситуационизм, интеракционизм). В современном бихевиоризме личность понимается как система генерализованных форм поведения, которые образуются на основе ситуационно-специфического поведения (теория социального на-учения Дж. Роттера). В рамках гуманистической психологии личность рассматривается прежде всего как принимающая ответственные решения (имплицитная теория личности, теория самоактуализирующейся личности). В марксистской психологии личность определяется как продукт исторического развития индивида, прежде всего в рамках совместной трудовой деятельности (А. Валлон, И, Мейерсон, Ж. Политцер, С. Л. Рубинштейн, А, Н. Леонтьев). В частности, у А. Н. Леонтьева личность рассматривается как создаваемая общественными отношениями, в которые субъект вступает в рамках своей деятельности. При этом отдельные поступки субъекта, представленные прежде всего своими мотивами, вступают между собой в иерархию отношений, образуя так называемую иерархию мотивов (Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Л.; М„ 1977). В концепции А. В. Петровского тип развития личности определяется через тип группы, в которую она включена и в которой интегрирована (Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982); собственно личностная активность представляет собой стремление выйти за пределы привычного и действовать за границами требований ситуации или ролей. Структура. Рубинштейн (1946) выделял следующие составляющие личности: 1) направленность (установки, интересы, потребности); 2) способности; 3) темперамент, В классификации свойств личности В. С. Мерлина (1967), основанной на определении доминирования или природного, или социального начала, представ-лены следующие уровни: 1) свойства индивида (темперамент и индивидуальные особенности психических процессов) и 2) свойства индивидуальности (мотивы, отношения, характер, способности). В современных исследованиях структуры личности — наряду с проверкой экспериментальных гипотез, в которых определяется роль конкретных факторов, влияющих на личностные переменные, — большая роль отводится факторно-аналитическим стратегиям, приводящим, в частности, к построению трехфакторной теории личности, модели большой пятерки и пр. (Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М,: Просвещение, 1985). Диагностика. Для выявления особенностей личности используют тесты личности (проективные тесты, личностные опросники, анализ поведения, интервью).

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 302-303.

Литература:

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968; Lundin R. W. Personality: An Experimental Approach. N. Y.: Macmillian, 1969; Сэв Л. Марксизм и теория личности. М., 1972; Зейгарник Б. В. Теория личности в зарубежной психологии. М,, 1972; Macha Н. Die Bedeutung der Emotionalitat fur die Personlichkeitsentwicklung. Bonn, 1980; Дерябин В. С. Психология личности и высшая нервная деятельность. Л.; Наука, 1980; Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1981; Психология личности: Тексты/Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. M.j Изд-во МГУ, 1982; Сталин В. В. Самосознание личности. М., 1983; Herrmann Т. Lehrbuch der empirischen Person- lichkeitsforschung, Gottingen, 1984; Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования, М„ 1984; Леонтьев Д. А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. 1989, № 3; Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе, 1989; Хьелл Л., ЗиглерД. Теории личности. СПб., 1997; Первин Л, Джон О, Психология личности. Теория и исследования: М_: Аспект-Пресс, 2000; Фрейджер Р., Фейдимен Дж, Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.

Понятие: