Цензура в Англии

С появлением первых типографий монархи начали опасаться, что это новейшее изобретение, появление которого ознаменовало окончание Средних веков, облегчит распространение богохульных и направленных против существующего строя текстов. Этим объясняется появление официальной цензуры и репрессивных законов, грозивших наказанием вплоть до смертной казни. В 1588—1589 гг. в Англии распространялись в виде листовок памфлеты против англиканской церковной иерархии, отпечатанные в подпольной типографии и подписанные вымышленным персонажем Мартином Марпрелатом («низвергателем прелатов»). Двое из предполагаемых авторов были арестованы, один умер в тюрьме, а еще один был казнен. Все рукописи перед публикацией и все пьесы перед постановкой должны были получить одобрение цензуры. С самого начала своего правления Елизавета взяла цензурные дела под свой контроль, организовала комитет, в котором сама председательствовала и в котором заседали самые важные министры королевства. Хотя они и передавали часть своих обязанностей секретарям, министры отвечали за то, чтобы остановить публикацию и обнародование любых текстов, подозреваемых в подстрекательстве к мятежу. Тем не менее свобода выражений, характерная для всех форм елизаветинской литературы, не может не удивлять. Исторические драмы Шекспира изображают английских королей в не самом выгодном свете, они предстают как некомпетентные правители, подверженные капризам и мании величия, а нередко — склонные к тирании. Все перечисленное, конечно, можно отнести к «профессиональным заболеваниям» людей, облеченных высшей властью. Между цензорами, с одной стороны, и писателями и драматургами — с другой, существовал своего рода молчаливый договор: о прошлом авторы могли писать столь же открыто, как и профессиональные историки, однако ни в коем случае нельзя было критически представлять нынешнюю королеву, правительство или Церковь. Эта цензура не отличалась ни инквизиторской подозрительностью и доходящим до абсурда стремлением во всем видеть государственную измену, характерным для тоталитарных режимов. Мало того, если некоторые театральные и другие произведения, а также тексты историков свидетельствовали о критическом взгляде на прошлое, совершенно не исключено, что в задачи авторов не входило преподать урок стоящим у власти сейчас. 

Стремилась ли цензура остановить распространение произведений непристойного содержания? Создается ощущение, что эта сфера не являлась одним из приоритетов для цензоров. Лексикографы, специализирующиеся на табуированной лексике, находят много материала для своих исследований в опубликованных в описываемую эпоху произведениях.

Цензура приводила к самоцензуре, вырабатывала инстинкт, не позволявший авторам писать ничего, что могло бы привести к опасным, а иногда и гибельным последствиям. С другой стороны, запреты вызывали стремление к нарушению правил, к дерзости и наглости, что стало причиной распространения сатирических текстов, иногда довольно агрессивных. Пока авторы только подшучивали друг над другом в соответствии с существовавшим в литературных кругах обычаем, официальная цензура закрывала на это глаза. Если же в сатирическом произведении высмеивались — под собственными или вымышленными именами — люди, находившиеся у власти или занимавшие высшие церковные должности, реакция властей могла быть очень жесткой. Сам Шекспир, обычно не выражавший недовольства существовавшим порядком, в сонете 66 пишет о том, что «рот искусству затыкает власть» *.

Примечания

* Пер. В. Микушевича. В оригинале: «art made tonguetied by athority». — Примеч. пер.

Сюами А. Елизаветинская Англия / Анри Сюами. – М.: Вече, 2016,  с. 212-214.

Понятие: