Видимость (Ильичёв, 1983)

ВИДИМОСТЬ, кажимость, непосредственное, одностороннее проявление сущности, неадекватно выраженной отд. явлениями. В процессе непосредственного созерцания вещи нередко представляются не так, как они существуют сами по себе, а так, как они отражаются в других вещах, с которыми они взаимодействуют, как они воспринимаются в зависимости от условий и самого устройства органов восприятия. Видимость не есть порождение сознания, в ней преломляются реальные отношения вещей, их сущность, так же как и реальные условия наблюдения. Например, кажется, что Солнце передвигается по небесному своду с Востока на Запад.

Категория видимость, с одной стороны, фиксирует неадекватность и неполноту выражения сущности в том или ином явлении, поскольку ни одно явление не выражает полностью сущности. В этом заключается один из источников заблуждения, когда выводы делаются на основе неполной, односторонней информации, причём эта особенность информации не осознаётся, не учитывается. С другой стороны, категория видимость отражает противоречия процесса познания, движение познания от явления к сущности, диалектическое отрицание теоретическим знанием эмпирически данного, противоречие между рациональным и чувственным. Чувственные образы предоставляют материал для теоретического знания, но коль скоро эти данные интерпретируются как готовое знание, возникает видимость знания, отражающая видимость явлений. Анализ видимости — необходимый момент в познании. Великое открытие Коперника научно объяснило видимость непосредственно наблюдаемого движения Солнца. Энгельс писал, что «...видимое движение небесных тел делается понятным лишь для того, кто знает их действительное, но чувственно не воспринимаемое движение» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 221).

Особенно сложной исследовательской задачей является познание сущности общественных отношений. К. Маркс в «Капитале», анализируя «триединую формулу» вульгарной политической экономии, согласно которой капитал порождает прибыль, земля — ренту, а труд пролетария — зарплату, показывает, что эта формула отражает видимость капиталистического производства, в котором все виды доходов в действительности являются частями создаваемой пролетариями прибавочной стоимости. Однако возникающая в экономических отношениях видимость объективна и существенна, поскольку в среднем прибыль капиталиста пропорциональна величине авансированного капитала, а рента землевладельца — количеству и качеству его земли.

Первые представления о видимости возникли ещё в античности (элеаты, Демокрит, Платон). Впервые систематические разработкой категории видимости занялся Гегель. В. И. Ленин, конспектируя «Науку логики», материалистически переработал гегелевские положения, подчеркнув объективный и существенный характер видимости. «Не только Wesen (сущность.— Pед.), но и Schein (видимость.— Ред.) объективны» (ПСС, т. 29, с. 89). И далее: «Кажущееся есть сущность в одном ее определении, в одной из ее сторон, в одном из ее моментов. Сущность кажется тем-то! Кажимость есть явление (Schemen) сущности самой в самой себе» (там же, с. 119). Видимость и сущность — единство противоположностей; противоречие между ними есть противоречие самой сущности, присущее ей отрицание своей ограниченной определённости.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

Маркс К., Капитал, т. 3, гл. 48, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 25, ч. 2; Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т 20. Ленин В. И., Филос. тетради, ПСС, т. 29.